МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Дионисий
Годы жизни: 40-е годы XV века - Начало XVI века

художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Васнецов Виктор Михайлович
Суриков Василий Иванович
Васильев Федор Александрович
Врубель Михаил Александрович
Левитан Исаак Ильич

Современники

В той же профессии
Щедрин Сильвестр Феодосиевич
Бруни Федор Антонович
Брюллов Карл Павлович
Иванов Александр Андреевич
Федотов Павел Андреевич


Произведение
Меншиков в Березове
Меншиков в Березове


Персоналия
Орлова Любовь Петровна
Орлова Любовь Петровна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Немногое известно о замечательном мастере, которого древний летописец называет "изящными зело хитрым в русской земли". Родился Дионисий около 1440 года, уже в молодости был известен, работал по всей Московской Руси.
    Между 1467 и 1477 годами он с живописцем Митрофаном расписывает церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре, затем едет в Москву, выполняет иконостас для кремлевской церкви Святой Богородицы, как назывался тогда Успенский собор, построенный итальянским архитектором Фиораванти. Его помощниками в этой работе,
как сообщает летопись, были "поп Тимофей, Ярец да Коня". В дальнейшем творческая биография Дионисия связана с Иосифо-Волоколамским монастырем: там он работал над иконами для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Древний летописец называет эти работы "вельми прекрасными".
    Из ранних икон мастера сохранилась лишь одна — "Богоматерь Одигитрия" из московского Вознесенского монастыря (1482, ГТГ), — но она не дает полного представления о характере творчества Дионисия, так как является воспроизведением греческого оригинала. Образ
    богоматери здесь торжественный, холодно-сдержанный. В Третьяковской галерее находятся еще две иконы работы Дионисия — "Спас в силах" и "Распятие" (1500). В них чувствуются истоки творчества Дионисия — традиции Андрея Рублева, которые мастер использует в соответствии с эстетическими идеалами своего времени. В иконе "Распятие" фигуры святых приобретают подчеркнутое изящество силуэтов, пропорции удлиняются, что в сочетании со светлым колоритом создает впечатление большой легкости. Трагическая сцена получает спокойное, просветленное звучание. "Распятие" по стилю приближается к фрескам храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре — одному из наиболее замечательных памятников древней Руси и самому великому творению Дионисия.
    Монастырь был основан в XIV веке на Севере Руси выходцем из Москвы монахом Ферапонтом. К счастью, фрески дошли до нас в хорошей сохранности. Более того, в храме осталась древняя надпись, из которой становится известно, что авторами являются "иконник Дионисий со своими чада", т. е. сыновьями Феодосием и Владимиром, а роспись начата была в лето 1500 и закончена к 1502 году.
    Фрески Ферапонтова монастыря объединены общей темой прославления Богоматери, ее величия и милосердия и, безусловно, их замысел принадлежит самому Дионисию. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет — "Рождество богородицы". Композиция объединяет эпизоды в плавном, спокойном ритме повествования. Анна — на ложе в окружении грациозных прислужниц; рядом идут приготовления к купанию младенца, маленькая Мария покоится в колыбели, Анна и Иоаким нежно ласкают дочь. В этих эпизодах особая интимность, лиричность соединяются с величавостью, поэтической приподнятостью.
    Развитие темы продолжается внутри храма, здесь фрески расположены в четыре ряда, сплошь покрывая стены и своды. Перед зрителем проходит несколько сцен: "Благовещение", где Мария взволнованно слушает весть, принесенную ей архангелом Гавриилом;
    "Покров богородицы", когда, торжественно возвышаясь на фоне храма, богоматерь в образе царицы небесной осеняет человечество своим покровом — символом защиты от бед. В сцене "Страшного суда" богоматерь молит за человечество грозного судию. Особая роль отводилась изображению церковных песнопений во славу Марии: "О тебе радуется", "Похвала богородице".
    Дионисий любил сложные многофигурные сцены, где фигуры построены так, что кажутся особенно легкими, изящными, движения их естественны, разнообразны, даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку. Мастер подчеркивает достоинство человека, мысль о единении рода человеческого; он стремится передать различные переживания, но никогда не изображает сильных страстей, — чувства его персонажей всегда сдержанны, исполнены благородства. Композиции сцен, при всей сложности, строго уравновешенны, обладают четкой завершенностью, а мастерский рисунок, плавность линий придают росписи музыкальность.
    Все сцены подчинены четкому ритму, словно многоголосные напевы, в которых звучит единая величавая и нежная мелодия.
    Однако наибольшей силой эмоционального воздействия отличается колорит. Дионисий не любит ярких красок, он как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую нежность, мягкость, какую-то сияющую чистоту. В богатой гамме гармонически переплетаются бледно-зеленые, золотисто-желтые, розоватые, белые, вишневые, серебристо-серые тона и как лейтмотив всего цветового решения звучит небесно-голубая лазурь. Нарядность, узорочье росписи усиливается изображением роскошных одежд с украшениями из драгоценных камней и жемчуга. Фрески органически соединяются с архитектурой храма. Изображение человеческих фигур и пейзажа, полностью подчиненных плоскости стены, прозрачность красок подчеркивают легкость архитектурных форм, как бы раздвигают стены храма, делая его более просторным и светлым, а суровая северная природа, окружающая храм. усиливает радостное, праздничное звучание живописи.
    Помимо росписей, в храме находился иконостас, выполненный также Дионисием и сыновьями. Эти иконы в настоящее время хранятся в музее города Белозерска, Третьяковской галерее, Русском музее. Иконы, как и росписи, отличаются изысканной красотой и утонченностью живописи; особенно прекрасна "Богоматерь Одигитрия": женственно-нежная и строго-величавая, она гордо несет в мир своего божественного младенца.
    Работы для Ферапонтова монастыря завершили творческий путь Дионисия. Предполагается, что умер великий живописец в период между 1502—1508 годами, так как уже в 1508 году живописную артель возглавил его сын.
    Творчество Дионисия - ликующая светлая песнь в красках, прославляющая добро и красоту, - явилось выражением блестящего расцвета культуры и искусства эпохи, когда молодое русское государство утверждало свое могущество.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.15






Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Положение пояса и ризы Богоматери
Митрополит Алексий
Митрополит Петр
Одигитрия из иконостаса собора Ферапонтова монастыря
Сошествие во ад из иконостаса собора Ферапонтова монастыря
Кирилл Белозерский
Шестоднев
Андрей Юродивый
Георгий с житием
Фрески Успенского собора Московского Кремля
Распятие




 



  (c) портал "Культура России"