МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Евтушенко Евгений Александрович
Дата рождения: 18.07.1933
поэт

Сайты по теме
Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала
Библиотека Максима Мошкова
Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой
Интернет-библиотека Алексея Комарова
Древнерусская литература
Электронная библиотека Евгения Пескова

В том же виде искусств
Ломоносов Михаил Васильевич
Державин Гавриил Романович
Жуковский Василий Андреевич
Пушкин Александр Сергеевич
Гоголь Николай Васильевич

Современники
Плисецкая Майя Михайловна
Григорович Юрий Николаевич
Быстрицкая Элина Авраамовна
Шукшин Василий Макарович
Коршунов Виктор Иванович

В той же профессии
Волошин Максимилиан Александрович
Блок Александр Александрович
Горенко Анна Андреевна
Маяковский Владимир Владимирович
Есенин Сергей Александрович


Произведение
Особняк С.П. Рябушинского
Особняк С.П. Рябушинского


Персоналия
Жуковский Василий Андреевич
Жуковский Василий Андреевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Е.А. Евтушенко.Фото
Е.А. Евтушенко.Фото

Родился на станции Зима Иркутской области. Печататься начал в 1949 г. В 1951—1954 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1952 г. вышел первый сборник стихов "Разведчики грядущего".
    Евтушенко — лидер молодой поэзии второй половины 50-х и 60-х годов. Для Евтушенко характерна самостоятельность, яркое своеобразие его поэтической интонации, на формирование которой оказали влияние и поэты-классики (Некрасов, Есенин), и современники (А. Межиров, М. Луконин, Е. Винокуров, Я. Смеляков). Гражданственность Евтушенко
проявляется не только в его поэтической публицистике, но и в живом изображении подробностей повседневной жизни, а главное — в большом внимании к различным человеческим судьбам, особенно женским ("Спутница", "Свадьбы", "Играла девка на гармошке...", "По ягоды", "Кассирша", "В магазине", "Мама", "Настя Карпова", "Памяти Ксении Некрасовой", "Изба", "Так уходила Пьяв", "Старухи", "Памяти Ахматовой", глава "Нюшка" из поэмы "Братская ГЭС"). Женские образы в поэзии Евтушенко отмечены печатью времени; через образы русских женщин, которые преобладают у него, поэт постигает нравственный облик России, сегодняшней и прошлой. Стихи раннего Евтушенко использовал в 13-й симфонии Д. Д. Шостакович.
    Итогом раннего творчества и вступления в зрелый период стала для Евтушенко поэма "Братская ГЭС" (1964), в которой он выразил свой взгляд на Россию, ее настоящее и прошлое и отчасти на будущее.
    В годы попыток реабилитации сталинизма, наступившие после прихода к власти Л. И. Брежнева, начинается затухание "громкой", гражданской поэзии, место которой занимает "тихая лирика". Евтушенко откликнулся на изменившуюся ситуацию. полемическим стихотворением "Тихая поэзия" (1971), которое закончил словами: "Поэзия, будь громкой или тихой,—/Не будь тихоней лживой никогда!" Сам поэт, не примкнув к диссидентству, возникшему в этот период, тем не менее остается инакомыслящим по отношению к официальной идеологии и сохраняет веру в свои гражданские идеалы, хотя и не тешит себя надеждой, как прежде, на их скорую реализацию. В связи с этим интонация его стиха становится более широкой и спокойной, чем раньше, но менее энергичной, динамичной и напряженной, ритм его поэтической речи все больше приближается к ритму прозы, и, конечно, не случайно он в эти годы часто обращается к спокойному поэмному повествованию: "Пушкинский перевал" (1965), "Коррида" (1967), "Под кожей статуи Свободы" (1968), "Казанский университет" (1970), "Снег в Токио" (1974), "Просека" (1975), "Ивановские ситцы" (1976), "Северная надбавка" (1977), "Голубь в Сантьяго", "Непрядва" (1980), "Мама и нейтронная бомба" (1982), "Фуку!" (1985), начинает писать прозу: роман "Ягодные места" (1981), за которым несколько лет спустя последует роман "Не умирай прежде смерти". Пробует Евтушенко свои силы и в кино: играет роль К. Э. Циолковского в картине С. Кулиша "Взлет" (1980), снимает по собственным сценариям во многом автобиографические фильмы "Детский сад" (1983) и "Похороны Сталина" (1990).
    В большинстве поэм ("Станция Зима", 1995, "Братская ГЭС", "Казанский университет", "Просека", "Ивановские ситцы", "Северная надбавка", "Непрядва", "Мама и нейтронная бомба") и в фильмах Евтушенко дает свой образ России, сравнивает его с другими странами ("Под кожей статуи Свободы", "Фуку!"). В большой авторской антологии "Строфы века", насчитывающей 875 персоналий с предваряющими их характеристиками, он дал свое восприятие русской поэзии XX столетия.
    В конце 80-х гг. Евтушенко становится депутатом Верховного Совета СССР, активизируется как публицист. Ныне живет и работает в США.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. М.: Просвещение. 1998. С. 467






Вознесенский Андрей Андреевич




 



  (c) портал "Культура России"