МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Левитан Исаак Ильич
Годы жизни: 30.08.1860 - 22.07.1900
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Брюллов Карл Павлович
Иванов Александр Андреевич
Федотов Павел Андреевич
Айвазовский Иван Константинович
Васильев Григорий Васильевич

Современники
Ленский Александр Павлович
Васнецов Виктор Михайлович
Суриков Василий Иванович
Стрепетова Пелагея Антипьевна
Лядов Анатолий Константинович

В той же профессии
Грек Феофан
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич


Произведение
Русалка
Русалка


Персоналия
Шаляпин Фёдор Иванович
Шаляпин Фёдор Иванович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Левитан И.И. Осенний день. Сокольники.
Левитан И.И. Осенний день. Сокольники.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. Тринадцати лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова. Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской. К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, — "Вечер" (1877, ГТГ) и "Солнечный день. Весна" (1877, частное собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, — они пронизаны светлым юношеским чувством любви к прроде. С ученической выставке 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники" (ГТГ). Это было первым признанием его таланта. Левитан создает произведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой манере, широко и обобщенно, была во многом ученической. Молодому художнику еще предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.
    В летние месяцы 1880—1884 годов он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880, Горьковский гос. художественный музей), "Дуб" (1880, ГТГ), "Сосны" (1880, частное собрание). Художник создает пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: "Последний снег. Саввинская слобода" (1884, ГТГ), "Мостик. Саввинская слобода" (1884, ГТГ). 1885 году в имении Киселевых в Бабкине Левитан знакомится с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Только к середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.
    В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года. Левитан — один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа; ее бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.
    Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888, ГТГ) и "Вечер. Золотой Плёс" (1889, ГТГ).
    И совсем иной эмоциональный настрой заключен в картине "После дождя. Плёс" (1889, ГТГ). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью... Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха. Особого внимания заслуживают картины "Золотая осень. Слободка" (1889, ГРМ) и "Березовая роща" (1889, ГТГ). В них Левитан передает епосредственность восприятия разных состояний природы.
    "Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней", — писал в эти годы художник А. П. Чехову.
    В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892, ГТГ), "Владимирка" (1892, ГТГ) и "Над вечным покоем" (1894, ГТГ). "Владимирка" — одна из лучших картин Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец преподнес в дар Третьяковской галерее. Многочисленные искания художника нашли выражение в картине "Над вечным покоем". Безграничность просторов русской природы и ее далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла. ... В бескрайних просторах воды и неба на косогоре затерялась одинокая церквушка. Косогор, будто плот, несет ее вперед. Ветер, порывисто налетая, сгибает тонкие ветви деревьев на погосте. Сверху громады туч ведут небесный бой. Вода холодна и неподвижна. В безмолвии—сила и тревога.
    Жизнь человека, как маленький, трепетный огонек в церквушке, противопоставляется холодному, вечному бытию природы...
    1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.
    В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"
N/A
"После дождя. Плёс"
N/A
"Березовая роща"
N/A
"Над вечным покоем"
N/A
"Март"

   , 1895, ГТГ), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896, частное собрание); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895, ГТГ) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895, частное собрание; "Большая дорога. Осенний солнечный день", 1897, частное собрание). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине. Картина "Весна — большая вода" (1896—1897, ГТГ) завершает цикл лирических пейзажей 1895—1896 годов. В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника "изощрить" свое искусство так, чтобы "слышать трав прозябанье". Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения "Последние лучи солнца" (1899, ГТГ), "Луна. Сумерки" (1899, ГРМ), "Сумерки" (1900, ГТГ), "Сумерки. Стога"(1899, ГТГ). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана. Все предельно просто в картине "Сумерки. Стога". Стоят на скошенном лугу стога сена. Их очертания тают в легкой дымке тумана, в светлых северных сумерках и, кажется, будто они плавно покачиваются в такт неведомой музыке, а вдали сливаются, прильнув друг к другу. Всплывает оранжевая луна. Сумерки делают все подвижным, призрачным. Кисть художника прикасается к холсту мягкими неровными ударами. Никаких ярких, контрастных цветов. Живопись основана на едва уловимых переходах от лиловато-сиреневатых к нежному серо-зеленому тону. К этому времени относятся замечательные акварели и пастели: "Туман. Осень" (1899, ГРМ), "Луг на опушке леса" (1898, ГРМ).
    В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.
    "Левитан, по-видимому, умрет", — пишет Чехов... Тяжкая болезнь и "страшная жажда" жизни ведут борьбу.
    Картина "Озеро"
N/A
"Золотая осень"
N/A
"Сумерки. Стога"
N/A
"Озеро"

    (1899—1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение "Русью"; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий.
    "Озеро" — обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина — последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля 1900 года Левитана не стало.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.201




Левитан И,И. Мостик. Саввинская слобода
Левитан И,И. Мостик. Саввинская слобода
Левитан И.И. После дождя. Плёс
Левитан И.И. После дождя. Плёс
Левитан И.И. Березовая роща
Левитан И.И. Березовая роща
Левитан И.И. Тихая обитель
Левитан И.И. Тихая обитель
Левитан И.И. Вечерний звон
Левитан И.И. Вечерний звон
Левитан И.И. Владимирка
Левитан И.И. Владимирка
Левитан И.И. Над вечным покоем
Левитан И.И. Над вечным покоем
Левитан И.И. Март
Левитан И.И. Март
Левитан И.И. Золотая осень
Левитан И.И. Золотая осень
Левитан И.И. Свежий ветер. Волга
Левитан И.И. Свежий ветер. Волга
Левитан И.И. Весна. Большая вода
Левитан И.И. Весна. Большая вода
Левитан И.И. Стога. Сумерки
Левитан И.И. Стога. Сумерки
Левитан И.И. Озеро
Левитан И.И. Озеро


Свежий ветер. Волга.
Осенний день. Сокольники
Мостик. Саввинская слобода
После дождя. Плёс
Березовая роща
Тихая обитель
Вечерний звон
Владимирка
Над вечным покоем
Март
Золотая осень
Весна. Большая вода
Стога. Сумерки
Озеро




 



  (c) портал "Культура России"