|
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. Тринадцати лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова. Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской. К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, — "Вечер" (1877, ГТГ) и "Солнечный день. Весна" (1877, частное собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, — они пронизаны светлым юношеским чувством любви к прроде. С ученической выставке 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники" (ГТГ). Это было первым признанием его таланта. Левитан создает произведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой манере, широко и обобщенно, была во многом ученической. Молодому художнику еще предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.
В летние месяцы 1880—1884 годов он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880, Горьковский гос. художественный музей), "Дуб" (1880, ГТГ), "Сосны" (1880, частное собрание). Художник создает пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: "Последний снег. Саввинская слобода" (1884, ГТГ), "Мостик. Саввинская слобода" (1884, ГТГ). 1885 году в имении Киселевых в Бабкине Левитан знакомится с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Только к середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.
В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года. Левитан — один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа; ее бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.
Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888, ГТГ) и "Вечер. Золотой Плёс" (1889, ГТГ).
И совсем иной эмоциональный настрой заключен в картине "После дождя. Плёс" (1889, ГТГ). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью... Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха. Особого внимания заслуживают картины "Золотая осень. Слободка" (1889, ГРМ) и "Березовая роща" (1889, ГТГ). В них Левитан передает епосредственность восприятия разных состояний природы.
"Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней", — писал в эти годы художник А. П. Чехову.
В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892, ГТГ), "Владимирка" (1892, ГТГ) и "Над вечным покоем" (1894, ГТГ). "Владимирка" — одна из лучших картин Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец преподнес в дар Третьяковской галерее. Многочисленные искания художника нашли выражение в картине "Над вечным покоем". Безграничность просторов русской природы и ее далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла. ... В бескрайних просторах воды и неба на косогоре затерялась одинокая церквушка. Косогор, будто плот, несет ее вперед. Ветер, порывисто налетая, сгибает тонкие ветви деревьев на погосте. Сверху громады туч ведут небесный бой. Вода холодна и неподвижна. В безмолвии—сила и тревога.
Жизнь человека, как маленький, трепетный огонек в церквушке, противопоставляется холодному, вечному бытию природы...
1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.
В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"
, 1895, ГТГ), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896, частное собрание); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895, ГТГ) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895, частное собрание; "Большая дорога. Осенний солнечный день", 1897, частное собрание). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине. Картина "Весна — большая вода" (1896—1897, ГТГ) завершает цикл лирических пейзажей 1895—1896 годов. В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника "изощрить" свое искусство так, чтобы "слышать трав прозябанье". Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения "Последние лучи солнца" (1899, ГТГ), "Луна. Сумерки" (1899, ГРМ), "Сумерки" (1900, ГТГ), "Сумерки. Стога"(1899, ГТГ). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана. Все предельно просто в картине "Сумерки. Стога". Стоят на скошенном лугу стога сена. Их очертания тают в легкой дымке тумана, в светлых северных сумерках и, кажется, будто они плавно покачиваются в такт неведомой музыке, а вдали сливаются, прильнув друг к другу. Всплывает оранжевая луна. Сумерки делают все подвижным, призрачным. Кисть художника прикасается к холсту мягкими неровными ударами. Никаких ярких, контрастных цветов. Живопись основана на едва уловимых переходах от лиловато-сиреневатых к нежному серо-зеленому тону. К этому времени относятся замечательные акварели и пастели: "Туман. Осень" (1899, ГРМ), "Луг на опушке леса" (1898, ГРМ).
В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.
"Левитан, по-видимому, умрет", — пишет Чехов... Тяжкая болезнь и "страшная жажда" жизни ведут борьбу.
Картина "Озеро"
(1899—1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение "Русью"; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий.
"Озеро" — обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина — последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля 1900 года Левитана не стало.
50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.201
|