МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Трубецкой Павел Петрович
Годы жизни: 16.11.1866 - 12.02.1938
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Репин Илья Ефимович
Васнецов Виктор Михайлович
Суриков Василий Иванович
Васильев Федор Александрович
Врубель Михаил Александрович

Современники
Мочалов Павел Степанович
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Алексеев Константин Сергеевич
Иванов Вячеслав Иванович
Пешков Алексей Максимович

В той же профессии
Бруни Федор Антонович
Брюллов Карл Павлович
Иванов Александр Андреевич
Федотов Павел Андреевич
Айвазовский Иван Константинович


Произведение
Церковь Троицы в Останкино
Церковь Троицы в Останкино


Персоналия
Раневская Фаина Григорьевна
Раневская Фаина Григорьевна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

П. П. Трубецкой снискал славу "первого из русских ваятелей, работающего с такой поразительной и опоэтизированной близостью к природе".
    Павел Петрович Трубецкой родился 16 ноября 1866 года в Италии на Лаго Маджоре, в имении своих родителей. Отец его — русский князь Петр Сергеевич Трубецкой, мать — американка. С восьми лет он увлекается скульптурой под руководством брата Пьетро, художника-декоратора, исполняет первые скульптуры для театра марионеток; через два года берет уроки у живописца Д.
Ранцони. Серьезные занятия скульптурой начались в Милане к 1Я84 году и студии Баркальи, а затем у Э. Базарро. Правда, систематического художественного образования П. П. Трубецкой так и не получил, но редкая одаренность и воля способствовали его успехам.
    В 1886 году молодой скульптор впервые представил свою работу — статую коня — на выставке в городе Брера (Италия), а затем его произведения появляются на выставках во Франции и Америке. Он лепит портреты, занимается анималистической пластикой, пробует силы в монументальной скульптуре. В 1891 году принимает участие в конкурсах на памятники Гарибальди и Данте.
    В 1897 году Трубецкой приезжает в Россию, на родину отца. Захваченный новыми впечатлениями, скульптор напряженно работает и вскоре начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
    Бронзовая скульптура "Московский извозчик" (1898, ГРМ) — первое произведение, исполненное в России. Жанровая композиция, казалось бы, традиционна по сюжету. Подобные бытовые сцены не раз встречались в работах русских скульпторов — Е. А. Лансере и Л. В. Позена. Для Трубецкого же это было воплощением первых российских впечатлений, без созерцательной этнографичности, с подкупающей искренностью, особой пластической выразительностью мягких, "льющихся" форм.
    Появившиеся на выставках работы Трубецкого вызвали резкую критику консервативных кругов петербургской Академии, усмотревших в его новаторском методе нарушение "классических" канонов, и привлекли внимание передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции. Скульптор знакомится и сближается с И. Е. Репиным, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, Ф. И. Шаляпиным. Большая дружба связывала Трубецкого с Л. Н. Толстым. Высокий, крупный, человек незаурядной физической силы, нежно любящий животных, вызывал живейшую симпатию писателя. По свидетельству секретаря Л. Н. Толстого — В. А. Булгакова, "скульптор Паоло Трубецкой ... принадлежал к любимцам Льва Ни-лаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство". Лев Николаевич охотно позировал ему и беседовал с ним в мастерской скульптора и у себя в Ясной Поляне.
    Бюст Л. Н. Толстого (1899, ГРМ) и статуэтка "Л. Н. Толстой верхом" (1900, ГРМ) приобретают всемирную известность. Спокойствие и мудрость, нетерпимость к ханжеству и лицемерию, простота и великодушие раскрыты скульптором в самобытном характере гениального русского писателя.
    В 1900 году произведения П. П. Трубецкого экспонируются в Русском отделе на Всемирной выставке в Париже. За портреты Л. Н. Толстого, Л. Голицына и группу "Московский извозчик" Трубецкому, наряду с О. Роденом, присуждается высшая награда — "Большой приз".
    Затем последовала серия портретных статуэток, отличающихся одухотворенностью и неповторимой индивидуальностью характеристик: артистически-изящный и внутренне взволнованный И. И. Левитан (1899, ГРМ), вдохновенный Ф. И. Шаляпин (1899—1900, ГРМ), жизнерадостный, добродушный С. С. Боткин (1906, ГРМ). Скульптурные произведения П. П. Трубецкого отличались и яркими художественными приемами: живописной подвижностью и вместе с тем ясностью пластических форм, рельефностью лепки, стремлением избежать ровных и гладких — инертных-поверхностей. В этой подвижности, в идущем словно из глубины движении форм раскрывались сокровенные душевные грани модели.
    Острая наблюдательность, поэтичность, мягкость лепки особенно присущи женским портретам. Эффектная, в бальном платье, М. К. Тенишева (1899, ГРМ), аристократичная Голицына (1911, Гос. художественный музей БССР), "Мать с ребенком" (1898, ГРМ, ГТГ), "Мать с сыном" {1901, ГРМ), обаятельная натурщица Дуня (1900, ГРМ) — все эти работы отличаются оригинальностью композиционных решений и художественных приемов. Особым лиризмом овеяны детские образы "Дети. Николай и Владимир Трубецкие" (1900, ГРМ), "Девочка с собакой (Друзья)" (1901, ГРМ). Своеобразный психологизм — в анималистических произведениях скульптора. Проникновенностью отличаются такие работы скульптора, как "Собака" (1899, ГТГ), "Лошадь с жеребенком" (1899, Смоленский областной краеведческий музей), "Сибирская лайка" (1903, ГРМ), "Лошадь под седлом" (1898, ГРМ).
    В 1899—1909 годах скульптор работает над монументальным памятником Александру III. Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалеку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.
    Выйдя победителем конкурса 1900 года на памятник Александру III, Трубецкой обращал мало внимания на замечания комиссии по сооружению памятника. Граф С. Ю. Витте в своих "Воспоминаниях" сетует на "неуживчивый характер" скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая императрица, удовлетворенная явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.
    Памятник Александру III существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далек от идеализации, от стремления к парадности.
    Грузный самодержец придавил мощного коня к земле. Тяжелый конь с выгнутой шеей пятится назад.
    ... на коне тяжелоступном,
    В землю втиснувшем упор копыт,
    В полусне, волненью недоступном,
    Недвижно, сжав узду, стоит, —
    так выразил В. Я. Брюсов в стихотворении "Три кумира" свои впечатления от образа "стынущего над толпой" конника-самодержца.
    Удивительно точно определил идею этого монумента И. Е. Репин:
    "Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад".
    Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что "портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем". Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому, — "не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом", — монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника "обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу".
    Еще до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, "отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз", а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает. что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.
    Попавший в немилость к властям и лишенный возможности работать над новым большим заказом, Трубецкой уезжает за границу.
    С 1906 по 1914 год, находясь в Париже, он создает скульптурные портреты О. Родена, Л. Франса, Д. Пуччини, С. А. Муромцева, в Лондоне исполняет портрет Б. Шоу. Но Трубецкой продолжал участвовать в конкурсах и художественных выставках, проводимых в России.
    С выставками своих произведений скульптор выезжал в Испанию (1935).
    Умер П. П. Трубецкой в Италии 12 февраля 1938 года.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.253









 



  (c) портал "Культура России"