МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Гранин Даниил Александрович
Дата рождения: 01.01.1919
прозаик

Сайты по теме
Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала
Библиотека Максима Мошкова
Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой
Интернет-библиотека Алексея Комарова
Древнерусская литература
Электронная библиотека Евгения Пескова

В том же виде искусств
Пешков Алексей Максимович
Гиппиус Зинаида Николаевна
Бунин Иван Алексеевич
Брюсов Валерий Яковлевич
Волошин Максимилиан Александрович

Современники
Коршунов Виктор Иванович
Вознесенский Андрей Андреевич
Евтушенко Евгений Александрович
Доронина Татьяна Васильевна
Соломин Юрий Мефодьевич

В той же профессии
Толстой Лев Николаевич
Зощенко Михаил Михайлович


Произведение
Зимний дворец
Зимний дворец


Персоналия
Алексеев Константин Сергеевич
Алексеев Константин Сергеевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Родился в г. Вольске Курской области. С детства жил в Ленинграде. Закончил электромеханический факультет Политехнического института (1940), работал инженером на Кировском заводе. В июле 1941 г. ушел в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте, был ранен; закончив Ульяновское танковое училище, Отечественную войну завершил в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков, награжден боевыми орденами. После войны — начальник районной кабельной сети Ленэнерго, аспирант Политехнического института, автор ряда статей по электротехнике.
    Ранние литературные
опыты Гранина относятся ко второй половине 30-х гг. В 1937 г. в журнале "Резец" были напечатаны его первые рассказы "Возвращение Рульяка" и "Родина", посвященные Парижской коммуне. Началом своей профессиональной литературной деятельности писатель считает публикацию в 1949 г. в журнале "Звезда" рассказа "Вариант второй". Первые книги Гранина — повести "Спор через океан" (1950), "Ярослав Домбровский" (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС "Новые друзья" (1952).
    Первый роман "Искатели", принесший писателю известность, издан в 1955 г. Основная тема произведений писателя: ученые, изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения. На протяжении почти полувека Гранин последовательно исследует эту тему и в разноплановых романах ("Искатели", "Иду на грозу", 1962; "Бегство в Россию", 1994), и в обращенных к советской повседневности повестях и рассказах ("Вариант второй", "Собственное мнение", 1956; "Место для памятника", 1969; "Кто-то должен", 1970; "Неизвестный человек", 1989), и в произведениях документально-художественных, где наряду с историческими сюжетами ("Размышления перед портретом, которого нет", 1968; "Повесть об одном ученом и одном императоре", 1971) важное место занимают жизнеописания самобытных русских ученых — А. А. Любищева ("Эта странная жизнь", 1974) и Н. В. Тимофеева-Ресовского ("Зубр", 1987). Проблема нравственной ориентации личности, духовного поиска и служения науке поставлена здесь Граниным с учетом трагических последствий "атомной эры" ("Выбор цели", 1972), с резким осуждением милитаризма во всех его проявлениях.
    Недаром у Гранина так значима и антивоенная проза. В одних случаях она имеет автобиографический подтекст ("Пленные", 1964; "Дом на Фонтанке", 1967; "Наш комбат", 1968), в других — опирается на конкретную фактическую основу ("Клавдия Вилор", 1975). Наиболее полно эту прозу представляют сборники "Еще заметен след" (1985) и "Блокадная книга" (1979, в соавторстве с А. Адамовичем), где Гранин рассуждает об истоках фашизма, о судьбе русских и немцев, больше всех пострадавших в мировых войнах, об уроках этих войн ("Прекрасная Ута", 1967) и отстаивает мысль о необходимости интернационального сплочения в борьбе за мирное будущее человечества. В 1960—80-х гг. Гранин много путешествовал, объехал всю Европу ("Примечания к путеводителю", 1967; "Церковь в Овере", 1969; "Чужой дневник", 1982), посетил Кубу ("Остров молодых", 1962) и Австралию ("Месяц вверх ногами", 1966), Японию ("Сад камней", 1971), Америку, Китай. Его лирическая путевая проза интеллектуально насыщена, свободна и полемична, причем "дорожные сюжеты" занимают писателя куда меньше, чем фигура путешествующего рассказчика.
    Гранину принадлежат эссе о Пушкине ("Два лика", 1968; "Священный дар", 1971; "Отец и дочь", 1982), Достоевском ("Тринадцать ступенек", 1966), Л. Толстом ("Герой, которого он любил всеми силами своей души", 1978) и других русских классиках. Противостояние таланта и посредственности, неоднократно наблюдавшееся в книгах об ученых, здесь трансформируется в конфликт художника и власти, в единоборство "гения" и "злодея", в спор Моцарта и Сальери. В течение долгого времени Гранин занимался общественной деятельностью (в Союзе писателей, Верховном и Президентском советах), участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им опубликованы десятки интервью и публицистических статей, малая часть из них включена в сборник "О наболевшем" (1988). Плодотворно Гранин сотрудничает в кино. По его сценариям или при его участии сняты киноленты на "Ленфильме": "Искатели", 1957 (режиссер М. Шапиро); "После свадьбы", 1963 (режиссер М. Ершов); "Иду на грозу", 1965 (режиссер С. Микаэлян); "Первый посетитель", 1966 (режиссер Л. Квинихидзе) ; на "Мосфильме" — "Выбор цели", 1976 (режиссер И. Таланкин). Телевидение экранизировало "Однофамильца" (1978) и "Дождь в чужом городе". (1979). Живет в г. Санкт-Петербурге.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. М.: Просвещение. 1998. С. 392









 



  (c) портал "Культура России"