МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Касаткин Николай Алексеевич
Годы жизни: 1859г. - 1930г.
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Щедрин Сильвестр Феодосиевич
Бруни Федор Антонович
Брюллов Карл Павлович
Иванов Александр Андреевич
Федотов Павел Андреевич

Современники
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Шехтель Франц (Фёдор) Осипович
Левитан Исаак Ильич
Комиссаржевская Вера Федоровна
Серов Валентин Александрович

В той же профессии
Грек Феофан
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич


Произведение
Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения в Коломенском


Персоналия
Москвин Иван Михайлович
Москвин Иван Михайлович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Творчество Николая Алексеевича Касаткина является одним из заключительных звеньев в развитии искусства передвижников. Представитель старшего поколения передвижников И. А. Ярошенко справедливо видел в Касаткине своего прямого продолжателя. Действительно, тема "Кочегара" получила свое дальнейшее развитие именно в творчестве Касаткина, и все же искусство этого мастера существенно отличается от искусства его старшего собрата.
    С самого раннего детства Касаткин близко познакомился с бытом бедного трудового люда и навсегда проникся глубоким уважением к
людям труда. Это определило направление и характер всего его искусства. Особенный интерес вызывала у Касаткина жизнь шахтеров. В 1892 году он впервые посетил Донецкий бассейн и затем из года в год в течение семи лет приезжал сюда, чтобы пополнить запас своих впечатлений.
    Примитивные шахты, убогие землянки, тяжелая, беспросветная жизнь шахтеров произвели на художника огромное впечатление. "С трудом себя удерживаю, чтобы не уехать, — писал он родным. — Тут надо веревки, а не нервы, а у меня гнилые нитки".
    Тяжелый труд шахтеров и нищенские условия жизни их семей отображены в ряде произведений Касаткина, таких как "Шахтер-тяголыцик", "Углекопы. Смена", "Сбор угля бедными на выработанной шахте" и многих других. Но не только подневольный труд русского рабочего на капиталистической шахте привлек к себе взволнованное внимание художника, — он был далеко не безучастным свидетелем и того брожения в рабочей среде,. которое, усиливаясь с каждым годом, неуклонно готовило мощный общественный взрыв первой русской революции. "На шахтах так тяжело, что я не мог остаться работать, — сообщал Касаткин родным в одну из своих поездок, находясь в районе Макеевской шахты "София". — В Юзовке нас было арестовали (там рабочее движение и забастовка! Все заперто и завод стоит)".
    Касаткина в Донецком бассейне окружал сплоченный коллектив рабочих и работниц шахт. Жизнь и труд донецких углекопов, их запавшие глубоко в душу неизгладимые образы раскрыли перед художником новые горизонты, помогли ему понять новую эпоху, нового передового человека. Особенно удавались Касаткину образы русских женщин. Лучшей из этих работ, несомненно, является "Шахтерка".

Замечательные полотна. Л., 1966. С.357






Шахтерка




 



  (c) портал "Культура России"