МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Самарин Иван Васильевич
Годы жизни: 1817г. - 1885г.
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Гарин Эраст Павлович
Уланова Галина Сергеевна
Гердт Зиновий Ефимович
Плисецкая Майя Михайловна
Ефремов Олег Николаевич

Современники
Мочалов Павел Степанович
Айвазовский Иван Константинович
Тургенев Иван Сергеевич
Андреянова Елена Ивановна
Серов Александр Николаевич

В той же профессии
Андреев Борис Федорович
Гердт Зиновий Ефимович
Папанов Анатолий Дмитриевич
Басов Владимир Павлович
Шукшин Василий Макарович


Произведение
Церковь Василия на Горке в Пскове
Церковь Василия на Горке в Пскове


Персоналия
Папанов Анатолий Дмитриевич
Папанов Анатолий Дмитриевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Самарин воспитывается как актер в основном на мелодраматическом репертуаре. Его амплуа — "герой-любовник", и у него есть все, для того чтобы трогать сердца зрителей. Это актер, владеющий совершенной, изысканной техникой, с редким сценическим обаянием и темпераментом. В его игре не было потрясающей души страсти, трагического накала героев Мочалова,— он увлекал "поэзией слабости", мягким лиризмом, благородством, изяществом формы.
    В пьесах французских авторов, в которых по большей части играл Самарин, сентиментальность, как правило,
преобладала. И в этих своих ролях, требующих изображения благородных, прекрасных душой и телом героев, Самарин пользовался неизменным успехом. Роли его мелодраматического репертуара надолго оставляли в памяти современников удивительно светлые, радостные впечатления. М. Н. Ермолова рассказывала об исполнении Самариным роли Дон Цезара де Базана в мелодраме Ф. Дюмануара и А. Деннери "Испанский дворянин": "Как сейчас вижу красивого человека в разорванном плаще, перелезающего через решетку,— это был Испанский Дворянин — Иван Васильевич Самарин. Я, конечно, уже не помню ни содержания этой пьесы, ни игры актеров, но неизгладимое впечатление о том, как он был прекрасен, благороден, как он кого-то защищал и кого-то спасал и, наконец, как он избавился от всех тех бед, которые ему грозили,— все эти картины, как живые, воскресают у меня в памяти и ярки до настоящего времени" .
    Самарин очень много работал над ролями, находя различные детали выразительного воплощения образа, постоянно отделывая роль. В его игре было стремление к естественности, близости к живой жизни. Актер разрушает условные штампы псевдоклассического и отвлеченно-романтического театра. Стремление актера к реалистической трактовке персонажей замечает еще Белинский, оценивая спектакль "Дедушка русского флота" Н. Полевого: "Прекрасен г. Самарин в роли Питера Гродекера: в его игре так много натуры, так много сценического огня, столько искусства!.. О, этот молодой артист много обещает в будущем!" .
    Самарин выступает и в шиллеровском репертуаре: Мортимер в "Марии Стюарт", Фердинанд в "Коварстве и любви". Лучшая его роль в драматургии Шиллера — маркиз Поза в "Дон Карлосе".
    В 1839 году актер впервые сыграл роль Чацкого. Его исполнение стало важным событием в сценической истории этой пьесы.
    Первое выступление Самарина в роли Чацкого не было удачным. Но артист продолжал работать, годами совершенствовал роль, внося в сценический образ все новые и новые черты.
    Главной и несомненной заслугой Самарина было создание конкретно-исторического, реалистического характера. Его исполнение в принципе отличалось от манеры игры двух прославленных романтических актеров — Мочалова и Каратыгина. Современники отмечали в его игре недостатки, но все видели в Чацком — Самарине новое, верное понимание роли. Самарину удалось создать гармонический образ, передать и личную, и общественную драму Чацкого.
    В 1838 году Самарин сыграл Хлестакова. Эта роль не стала творческой удачей артиста. Самарин был в ней слишком умен, благороден и вызывал больше сочувствие, чем смех. Гораздо удачнее он выступал много позже, в 1867 году, в роли Городничего. Его исполнение было близко щепкинскому, воспроизводило основной рисунок образа, созданного великим реалистом. Однако Самарин не смог достичь такой силы сатирического обличения, яркого комизма, который был присущ Щепкину в этой роли. Сатирическое обличение, комическая острота были, видимо, за пределами таланта Самарина.
    Другую "щепкинскую" роль — роль Фамусова — Самарин сыграл в 1864 году, вскоре после смерти Михаила Семеновича. Идя вслед за Щепкиным, Самарин внес в образ новые черты, сделавшие эту роль одним из лучших, серьезнейших его созданий. Самарин внешне "был даже больше московским барином, чем Щепкин в последние, дряхлые годы своей жизни, и выказывал большее разнообразие оттенков в репликах и монологах. Сочетание кичливости и угодливости, составляющие сущность характера Фамусова, передавалось им весьма рельефно и правдиво" .
    Большой интерес и значение представляет режиссерская и педагогическая деятельность Самарина. Он был замечательным педагогом, передававшим молодым актерам заветы своего великого учителя М. С. Щепкина. С 1862 года Самарин преподавал в Московском театральном училище, с 1874 года и до конца дней своих вел драматический класс Московской консерватории. В 1879 году он осуществил со студентами консерватории первую постановку оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Среди учеников Самарина было много прославленных актеров.
    Искусство Самарина пробуждало любовь к красоте, к благородству,— качествам, которые были свойственны многим его героям. За это его любила и восхищалась им публика.

Асеев Б.Н., Образцова А.Г., ред. Русский драматический театр. С.210









 



  (c) портал "Культура России"