МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Каратыгин Петр Андреевич
Годы жизни: 11.07.1805 - 06.10.1879
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Гарин Эраст Павлович
Уланова Галина Сергеевна
Гердт Зиновий Ефимович
Плисецкая Майя Михайловна
Ефремов Олег Николаевич

Современники
Гоголь Николай Васильевич
Даргомыжский Александр Сергеевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Федотов Павел Андреевич
Андреянова Елена Ивановна

В той же профессии
Гердт Зиновий Ефимович
Папанов Анатолий Дмитриевич
Басов Владимир Павлович
Шукшин Василий Макарович
Коршунов Виктор Иванович


Произведение
Церковь Воскресения
Церковь Воскресения "в Кадашах"


Персоналия
Андреянова Елена Ивановна
Андреянова Елена Ивановна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

П.А.Каратыгин - русский драматург, актёр, педагог. Родился в Петербурге. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны, брат Василия Андреевича Каратыгиных. Окончив Петербургское театральное, училище (1821), Каратыгин в течение всей жизни играл на сцене Александрийского театра. Исполнял преимущественно комедийные и водевильные роли: Загорецкий "Горе от ума"), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя), Фон Фонк ("Холостяк" Тургенева). Играл в собственных водевилях — Сен-Феликс ("Чудак-покойник, или Таинственный ящик"), Клейстер ("Булочная") и много др. Как актёр, по отзыву Белинского, Каратыгин имел "талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный"
    В истории русского театра Каратыгин известен главным образом как автор водевилей (написал 73 пьесы, в т. ч. 46 водевилей; первый — "Знакомые незнакомцы", 1830). Наибольший успех имели: "Заёмные жёны, или Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь" (1834), "Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру" (1838), "Ложа 1го яруса на последний дебют Тальони" (1838), "Чудак-покойник, или Таинственный ящик" (1841), "Булочная, или Петербургский немец" (1843), "Вицмундир" (1845) и др. Большинство водевилей Каратыгина — переводы и переделки иностранных пьес и русских повестей. Пьесы Каратыгина отличаются занимательностью, живым, остроумным диалогом, актуальными сюжетами, рисующими петербургские нравы. Их героями являются преимущественно мелкие чиновники, купцы, бедняки-интеллигенты, крепостные крестьяне. В водевиле "Дом на Петербургской стороне..." Каратыгин. изображает благородного бедняка-чиновника, который мстит домовладельцу за издёвки над такими же бедняками, как он. Чиновничий быт метко изображён в очень популярном водевиле Каратыгин "Вицмундир". Сатиру на разоряющееся дворянство представляет водевиль "Дон Ранудо ди Калибрадос, или Что за честь, коли нечего есть" (1833). Беспринципных критиков Каратыгин вывел в "Знакомых незнакомцах". В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830) Каратыгин говорит о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время пьесы Каратыгин не поднимаются до обличении политики самодержавия. Ограниченность взглядов Каратыгина особенно ярко сказалась в водевиле "Натуральная школа" (1847), который в сущности был направлен против реализма в русской литретатуре. Драматургическую деятельность Каратыгин продолжал до конца жизни (последнюю комедию "Козёл отпущения" написал в 1878). Каратыгин — автор "Записок", в которых нашли отражение события театр, жизни. Каратыгин вёл педагогическую работу в Петербургском театральном училище (1832—38).

Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.3. М., 1964. С.1113









 



  (c) портал "Культура России"