МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Росси Карл Иванович
Годы жизни: 18.12.1775 - 1849г.
архитектор

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург

В том же виде искусств
Стасов Василий Петрович
Росси Карл Иванович
Монферран Огюст
Тон Константин Андреевич
Шехтель Франц (Фёдор) Осипович

Современники
Росси Карл Иванович
Венецианов Алексей Гаврилович
Кипренский Орест Адамович
Семенова Екатерина Александровна
Щедрин Сильвестр Феодосиевич

В той же профессии
Ринальди Антонио
Кокоринов Александр Филиппович
Фельтен Георг Фридрих
Баженов Василий Иванович
Казаков Матвей Федорович


Произведение
Трапезная с церковью Сергия в Троице-Сергиевой лавре
Трапезная с церковью Сергия в Троице-Сергиевой лавре


Персоналия
Прокофьев Сергей Сергеевич
Прокофьев Сергей Сергеевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Росси К.И. Аничков дворец
Росси К.И. Аничков дворец

Карл Иванович Росси, сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной танцовщицы екатерининских времен Гертруды Росси, родился 18 декабря 1775 г. в Венеции. Мать его была замужем за балетмейстером петербургского театра Лепиком. С раннего детства он жил у архитектора Винченцо Бренны, который его воспитывал и обучал своему ремеслу. В 1796 г. его зачислили архитекторским помощником Бренны по строительству в Павловске и Гатчине в ведомство Кабинета его величества. В эти годы под руководством учителя, а порой и самостоятельно, он работал над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины, создавал проекты предметов декоративного убранства. Здесь он приобрел первые навыки художественной композиции, научился мастерству художника-декоратора. Именно в эти годы сложились его разнообразные архитектурные дарования. У Бренны юный Росси воспринял мастерство декоратора, у Кваренги — искусство композиции, у Камерона — изящество прорисовки архитектурных деталей, у Баженова — широкий градостроительный подход.
    В 1802 г. молодой император Александр I благосклонно принял у начинающего зодчего альбом его архитектурных увражей и разрешил двухлетнюю поездку за границу вместе с Бренной.
    В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и, возвратясь в Россию в 1806 г., получил звание архитектора. В 1808 г. Росси был назначен в Кремлевскую экспедицию, которая, подобно Кабинету в Петербурге, призвана была заниматься строительством и ремонтом правительственных зданий и дворцов в Москве и провинциальных городах. Руководитель экспедиции П. Валуев, высоко оценив талант и трудолюбие тридцатилетнего архитектора, поручал ему одну за другой ответственные работы.
    Весной 1808 г. в Москве, на Арбатской площади, открылся построенный по проекту Росси деревянный театр, о котором современники говорили, что он отличался прекрасной акустикой, а снаружи был окружен колоннадой. Театр сгорел в пожаре 1812 г., а его проекты или хотя бы какие-то изображения не сохранились.
    В следующем году Росси приступил к реконструкции дворца в Твери, построенного М.Ф. Казаковым еще в 60-х гг. XVIII в. В этой работе четко выразились градостроительные устремления архитектора. Выполнив эту задачу, Росси преобразовал весь центр Твери, сформировав по существу генеральный план города. Для застройки города и его пригородов он разработал серию проектов зданий различного назначения. Строил он и в Торжке, и других старых русских городах.
    В 1814 г. Росси вернулся в Петербург. За успехи в Твери его награждают орденом Владимира IV степени и чином коллежского советника. Итак, вернувшись в 1814 г. в Петербург уже известным зодчим, Росси не сразу нашел достойное себе применение на архитектурном поприще.
    Какое-то время он работал архитектором на Императорском стекольном заводе, одновременно возвращался к работам в Павловском парке, где все было так близко и знакомо. Над павильонами, элементами благоустройства замечательного паркового ансамбля он работал долгие годы. Работал и тогда, когда уже руководил созданием крупнейших градостроительных комплексов в Петербурге. Широко известны удивительно тонкие по прорисовке мостики и павильоны парка, выполненные по проектам Росси. Среди них памятник Марии Федоровне, чугунный мост, ферма, чугунные ворота, библиотека дворца и др.
    Для руководства большими градостроительными работами в 1816 г. создается Комитет строений и гидравлических работ. Его руководителем становится крупнейший инженер того времени А. Бетанкур. Членами комиссии были назначены архитекторы Росси, Модюи, Стасов и Михайлов. Указом Комитету предоставлялись неограниченные возможности контроля и влияния на строительство города. И именно в это время, важнейшее в истории формирования города, главным архитектором Комитета строений становится Росси. Словом, историческая ситуация подготовила появление и становление гения градостроительного искусства.
    Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца, с которой началась грандиозная перепланировка значительной части центра Петербурга, от Фонтанки в районе Чернышева (Ломоносова) моста до Суворовской площади на берегу Невы. Градостроительный дебют Росси в Петербурге был великолепен. Но главное еще было впереди.
    К концу второго десятилетия XIX в. завершалась реконструкция Адмиралтейства. Захаров, перестроив одно из грандиозных зданий в центре Петербурга, создал потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр. Его появление вблизи Зимнего дворца сразу же выявило несоответствие окружающей среды. Смысл работ над ансамблем центральных площадей свелся к задаче поднять окружающую застройку до художественного уровня захаровского произведения.
    И по планировке, и по своему художественному уровню тогдашняя Дворцовая площадь явно не соответствовала своему значению. Зимний дворец после последней перестройки Растрелли стал соразмерным реке и намечающемуся тогда общему модулю города. И вот, когда в 1819 г. представилась возможность перестроить всю противоположную сторону площади, было решено реконструировать весь ансамбль.
    Исследователи творчества Росси утверждают, что Комитет, которым фактически руководил Росси, не составил по какой-то причине общий проект реконструкции комплекса центральных площадей города, хотя предполагалось, что этот проект разрабатывался самим Росси. Но в материалах книги П. Столпянского "Старый Петербург" 1923 г. опровергаются эти предположения. "4 июля 1824 г.,— говорит Столпянский,— статс-секретарь, тайный советник, сенатор Кикин известил министра внутренних дел, что государь император Александр I дал свое высочайшее согласие на просьбу венецианского дворянина Антуана де Росси, который хотел устроить модель царствующего града С.Петербурга и просил выдать ему на устройство модели десятилетнюю привилегию и не брать с него пошлинных денег... Свою модель Росси составил следующим образом. Ему был выдан из Главного штаба точный план СанктПетербурга, который он значительно увеличил. 1 аршин составленного Росси плана равнялся 240 аршинам натуры. Этот план наносился на доски, представляющие, таким образом, фундамент будущей модели. Каждая доска была не более 2х квадратных аршин, чтобы ее нетрудно было переносить. Все строения в городе делались по натуре, как с лицевой, так и с надворной стороны улиц, со всеми принадлежащими к ним украшениями и колоннадами. Дома делались из картона, крыши из свинца, мосты и колонны из дерева. Нева и каналы из белой жести, статуи из алебастра. К. И. Росси помогал Антуану де Росси в деле устройства его модели, над составлением которой работали архитекторы Кавас и Буя". Пресса того времени отмечала высокое качество исполненной модели. Итак, в данном случае речь шла не о проекте, а о виде Петербурга в конце первой четверти XIX в. Однофамилец Росси или, возможно, родственник вывез модель за границу, и ее следы утрачены. Однако интерес Карла к модели имел, без сомнения, профессиональный характер, давая ему возможность выверить планы своей градостроительной деятельности.
    Работоспособность Росси была поразительной. Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий возводит дворцово-парковый ансамбль Елагина острова и комплекс Михайловского дворца с окружающей застройкой. Каждая из этих работ составила бы славу любому зодчему, но для Росси и это не было пределом его возможностей.
    Обогащенный опытом реконструкции Твери и Аничковой усадьбы, Росси создает уникальный дворцово-парковый ансамбль на живописном Елагином острове. Он заново планирует всю усадьбу, проектирует реконструкцию дворца, строит оранжереи, конюшенный, кухонный корпуса, павильоны и различные парковые сооружения. Поскольку ансамбль возводится по заказу двора как загородная увеселительная резиденция, создается специальная комиссия во главе с К. И. Росси. Работы ведутся в 1818—1824 гг., привлекаются известные мастера монументально-декоративного и прикладного искусства, многие из которых ранее работали с зодчим еще в Твери, Павловске, Аничковом дворце. Именно здесь окончательно формируется творческий коллектив архитекторов, художников, строителей, с которым Росси постоянно сотрудничал.
    Нужно отметить, что интерес Росси к интерьерам — это отличительная его черта. То, что архитектор с большим вниманием относится к интерьерам собственных построек,— это обычное явление, но интерес к искусству интерьера вообще — это благоприобретенное качество Росси. Вспомним, что в начале пути он много работал над интерьерами своего учителя, Бренны — это и Михайловский замок, и дворцы в Павловске и Гатчине.
    И вот параллельно с градостроительными работами, строительством дворцово-парковых ансамблей Росси продолжает оформлять интерьеры дворца в Павловске и Зимнего дворца. От работ в Зимнем после пожара 1837 г., к сожалению, сохранилось немного. Но есть один интерьер, о котором нельзя не вспомнить. Это Военная галерея 1812 г., ставшая еще одним вдохновенным памятником героям Отечественной войны. Образованная на месте существующих здесь шести комнат, галерея представляет собой узкий, длиной 50 м зал. Чтобы помещение не выглядело чересчур вытянутым, разделил его на три части двумя парами портиков коринфского ордера над высокими дверьми. Над портиками перекинуты подпружные арки, а между ними световые фонари. Триста двадцать девять поясных портретов героев военной эпопеи, скомпонованные в несколько больших панно, образуют великолепную монументальную композицию. К сожалению, к работам после пожара в Зимнем дворце впавший в немилость зодчий уже не привлекался, и Стасов, восстанавливая зал, внес некоторые изменения.
    Уже упоминалось, что почти одновременно с реконструкцией Дворцовой площади и комплекса на Елагином острове Росси работал над созданием нового грандиозного ансамбля Михайловского дворца. В самом начале своей деятельности в Комитете Росси было предложено сделать проект дворца для младшего брата Александра I великого князя Михаила Павловича.
    В 1827 г. инженерному департаменту поручается перестройка здания Сената. Главный архитектор департамента А. Е. Штауберт не справился с задачей, и был объявлен конкурс на разработку лучшего варианта. В нем участвовали виднейшие зодчие столицы. Конкурс выиграл Росси.
    Росси, получив конкретную задачу на проектирование Сената, создает новый значительный ансамбль из двух зданий: Сената и Синода.
N/A
весь ансамбль
N/A
Елагином острове
N/A
работ в Зимнем
N/A
Сената и Синода.

   Здесь, как и на Дворцовой площади, он прибегает к соединению двух объемов аркой, перекинутой над Галерной улицей. Новые условия диктуют и иную интерпретацию такого решения. Росси решает здесь еще одну задачу. Повернув по дуге угол здания Сената на переходе к Английской набережной, зодчий удачно включает в ансамбль и часть набережной. К сожалению, разногласия архитектора с руководством департамента послужили поводом его отказа от непосредственного руководства строительством. А Штауберт, который по своему долгу архитектора департамента принял руководство стройкой, не вполне справился с осуществлением замысла. Поэтому, несмотря на общее хорошее восприятие ансамбля, здания в деталях, быть может, несколько измельчены. Особенно неудачно скульптурное оформление, которому Росси всегда придавал исключительное значение, увязывая все его детали многочисленными личными проработками, тщательной прорисовкой вариантов. Не случайно он был общепризнанным мастером синтеза искусств.
    В весьма кратком обзорном очерке о творчестве Росси мы подошли к завершающему этапу его градостроительной деятельности. Хотя каждый из ранее рассмотренных этапов этой плодотворной работы казался высшим достижением, и все творческие ресурсы исчерпаны, но истинный гений продолжает идти к новым вершинам. Еще одним шедевром стал театральный ансамбль. Это целая система улиц и площадей, застроенных в едином архитектурном стиле, по единому творческому замыслу.
    Еще занимаясь строительством ансамбля на Елагином острове, зодчий приступил к проектированию ансамбля, точнее, системы ансамблей.
    В 1816 г. он составил первый проект реконструкции Театральной площади и примыкающего района.
N/A
реконструкции Театральной площади и примыкающего района.

    Параллельно с Росси заказ на перепланировку площади получает и Модюи, но он явно не справляется с задачей, и в дальнейшем работу продолжает и завершает Росси со своим коллективом.
    По его проекту Театральная площадь, площадь у Чернышева моста, сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный организм.
    Великий зодчий умер в полном забвении в 1849 г. Но именно Росси мы обязаны красотой и неповторимостью центра Петербурга. Сооружая Главный штаб, Росси блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади столицы. При возведении Михайловского дворца создал ансамбль площади и новых улиц. Проектируя театральный комплекс, Росси достиг высочайшего результата, создав художественно цельный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких площадей и улиц. Этот его последний ансамбль как бы завершил формирование грандиозной архитектурно-пространственной системы ансамблей центра Петербурга.
   
    В. Н. Питанин

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.158




Росси К.И. Аничков дворец
Росси К.И. Аничков дворец
Росси К.И. Дворец на Елагином острове
Росси К.И. Дворец на Елагином острове
Росси К.И. Михайловский дворец
Росси К.И. Михайловский дворец
Росси К.И. Михайловский дворец
Росси К.И. Михайловский дворец
Росси К.И. Театральная улица
Росси К.И. Театральная улица
Росси К.И.
Росси К.И.


Здание Сената и Синода
Здание Генштаба
Александринский театр
Аничков дворец
Дворец на Елагином острове
Михайловский дворец
Театральная улица




 



  (c) портал "Культура России"