|
Творчество Огюста Монферрана — наиболее яркое явление на грани двух архитектурных эпох. Будучи одним из ведущих архитекторов высокого классицизма, или русского ампира, а также крупнейшим мастером позднего классицизма, он едва ли не первым сделал шаг в направлении зодчества второй половины XIX столетия. Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры — от классицизма к эклектике. Когда К. И. Росси еще только создавал свои классические ансамбли, Монферран уже дал превосходные образцы эклектики. Недаром его учеником на протяжении девяти лет был А. И. Штакеншнейдер — крупнейший архитектор периода расцвета эклектики.
Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился 23 января 1786 г. на окраине Парижа, в предместье Шайо. Мать архитектора Мария Франсуаза Луиза Фистиони (Fistioni) была дочерью негоцианта, отец Бенуа Рикар начинал службу берейтором, а закончил директором Королевской академии в Лионе.
В возрасте 20 лет Монферран поступил в Специальную школу архитектуры (так при Наполеоне называлась Королевская Академия архитектуры). Его учеба и начало самостоятельной деятельности неоднократно прерывались событиями наполеоновских войн, в которых молодой Монферран принимал активное участие и даже после сражения при Арно был награжден орденом Почетного легиона. Заграничные походы армии Наполеона не только не помешали Монферрану завершить образование, но и обогатили его знаниями архитектуры, в частности античной и эпохи Возрождения.
Непродолжительный период работы в Париже, в 1814—1816 гг., под руководством генерального инспектора города по строительству и архитектуре Ж. Молино не оставил заметного следа в его биографии. Творческий путь архитектора фактически связан только с Россией, и прежде всего с Петербургом, куда Монферран приехал в 1816 г. Здесь он жил на протяжении более сорока лет, до самой смерти.
Почти сразу же по прибытии в Петербург начинается головокружительная карьера Монферрана. 21 декабря 1816 г., в возрасте тридцати лет он становится придворным архитектором, а через десять дней определяется начальником чертежной в Комитет для строений и гидравлических работ — крупнейшую строительную организацию того времени, возглавляемую выдающимся инженером и талантливым изобретателем А. А. Бетанкуром. В значительной степени Монферран был обязан Бетанкуру своим возвышением в первые годы жизни в Петербурге.
Особенно плодотворным для него оказался 1817 год. В этом году Монферрану поручают составление проектов для крупнейших промышленных и торговых центров России — Петербурга, Москвы, Одессы, Нижнего Новгорода.
К наиболее ранним из них относится проект лицея Ришелье в Одессе. Монферран разработал сложную архитектурно-пространственную композицию учебного заведения, с четким делением на учебные, жилые корпуса и зоны отдыха — садово-парковые участки. Ансамбль предполагалось создать за чертой города, в непосредственной от него близости, с учетом перспективного роста и развития Одессы.
Монферран представил несколько вариантов проекта, один из которых был одобрен. Однако у городских властей не оказалось достаточно средств для его осуществления, и под здание лицея было приспособлено бывшее коммерческое училище.
В случае осуществления замысла Монферрана здание лицея явилось бы одной из самых значительных архитектурных достопримечательностей не только Одессы, но и всего Черноморского побережья.
Уже в этом проекте Монферран показал себя зрелым и талантливым архитектором, прекрасно усвоившим уроки Французской академии — наиболее передового архитектурного учебного заведения Европы.
Самой значительной ранней постройкой Монферрана в Петербурге является дом Лобанова-Ростовского, расположенный вблизи Исаакиевского собора. Его возведение началось в 1817 г., основные работы завершены в 1820м, а в последующие три года производилась переделка фасадов.
Архитектор блестяще справился с планировочным решением здания, занимающего очень ответственный и сложный участок застройки в форме прямоугольного треугольника. Соответственно наиболее торжественный, парадный вид получили два фасада с многоколонными портиками и лоджиями, обращенные в сторону Адмиралтейства и Исаакиевского собора, а фасад со стороны Вознесенского проспекта был решен нейтрально.
В процессе строительства дома Лобанова-Ростовского Монферран осуществил перестройку дома Кочубея на реке Фонтанке, напротив Михайловского замка.
Согласно архивным документам, работы в доме Кочубея предполагалось произвести в 1819 г. Тогда и был выполнен проект. Сохранились чертежи внутренней отделки Танцевального и Большого приемного залов, а также парадной лестницы.
Вытянутый в глубину участка застройки Танцевальный зал располагался на третьем этаже, в левой крайней части дома Кочубея. В соответствии с замыслом Монферрана стены его были отделаны голубым искусственным мрамором, а окна и дверные проемы обрамлены одинаково решенными портиками с декоративными украшениями. В убранстве зала предполагались торшеры, а также вазы на высоких постаментах. На общем нежно-голубом фоне отделки стен сияли позолотой архитектурные детали и декоративные украшения.
Еще более изысканной отделкой отличался Большой приемный зал, решенный Монферраном в голубовато-розовых тонах. В его художественное убранство помимо орнаментальных росписей с медальонами и женскими фигурами входили скульптура, золоченые резные консоли с зеркалами, каменные вазы и драпировки. Специально для этого зала Монферран спроектировал стулья, обтянутые малиновым бархатом с золотым шитьем.
Танцевальный и Большой приемный залы сохранили до наших дней объемно-пространственное решение и частично отделку.
К сожалению, ничего не осталось от парадной лестницы, устроенной Монферраном. Она завершалась просторным вестибюлем с колоннами, образующими галерею. Стены вестибюля были обработаны пилястрами, украшены барельефами и скульптурой, помещенной в нишах. Сюда из нижнего вестибюля торжественно вела каменная лестница с расходящимися на две стороны маршами.
В 1817—1822 гг. по поручению А. А. Бетанкура Монферран разработал целый ряд проектов для Нижегородской ярмарки — крупнейшей в те времена в России. Он был автором всех ярмарочных зданий — административных, торговых и собора. Но участия в планировке ярмарки и ее строительстве Монферран не принимал. Основная заслуга в этом принадлежит Бетанкуру.
Все постройки были выполнены в традициях классицизма, кроме "китайских" рядов, где в классически ясной общей композиции были использованы восточные мотивы. Однако последнее не нарушило классического в Целом ансамбля.
Доминантами ансамбля являлись главное административное здание и собор, замыкавшие с двух сторон перспективу центральной магистрали, по сторонам которой располагались основные торговые ряды.
В 1822 г. Монферран посетил Нижегородскую ярмарку и сделал несколько графических изображений общего вида ярмарочного комплекса, собора снаружи и внутри, а также вида центральной магистрали из вестибюля главного административного здания. К сожалению, от всего грандиозного ансамбля Нижегородской ярмарки сохранился лишь собор.
К наиболее значительным классицистическим сооружениям, выполненным по проекту Монферрана и дошедшим до наших дней, относится московский Манеж, созданный при участии А. А. Бетанкура и О. И. Бове. Первый осуществлял строительство и проектировал стропильные конструкции, а второй принимал участие в разработке декоративного убранства.
Несколько лет спустя по просьбе Бетанкура архитектор представил проект общественного фонтана. 10 октября 1823 г. проект был готов и вскоре направлен московскому генерал-губернатору для исполнения. Его дальнейшую детальную проработку, видимо, взял на себя скульптор И. П. Витали. Поэтому фонтан, сооруженный вблизи Большого театра, несколько отличается от задуманного Монферраном.
Монферран стремился использовать различные архитектурные стили, в особенности готический, возводя постройки (не сохранились) в Екатерингофском парке близ Петербурга. Чертежи Фермы, Вокзала, Львиного, или Готического, павильона и Других сооружений были выполнены в течение 1823 г.
В проекте Фермы при сохранении общей строго симметричной классицистической планировки архитектор насыщает фасады заимствованными из средневековой архитектуры элементами. То же самое можно сказать и в отношении вариантов проекта Вокзала, где готический декор более сдержан, а общая схема построения павильона напоминает дворянские усадебные дома: повышенный центральный корпус, боковые двухэтажные флигеля и одноэтажные переходы. Но наиболее характерны черты стилизаторства под готику для Львиного павильона. Это один из интереснейших примеров такого рода в русской архитектуре.
Традиционные для классицизма черты сохраняют только проекты павильонов для продажи кондитерских изделий и для игры в кегли. Использование восточных мотивов характерно для Мавританского павильона.
Обращение к приемам готической архитектуры было присуще и другим работам Монферрана. После наводнения 1824 г. в Петербурге архитектор представил несколько проектов полицейских будок. В двух из трех вариантов Монферран использовал стрельчатые арочные проемы и другие элементы средневековой готики.
Наибольшее развитие готические приемы получили в проекте переделки здания старого Литейного двора в Петербурге, замыкавшего когда-то со стороны Невы перспективу нынешнего Литейного проспекта.
В 1824 г., после смерти Бетанкура — ближайшего покровителя и помощника Монферрана,— архитектор сооружает ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.
Самым выдающимся памятником, созданным Монферраном, является Александровская колонна, проектирование и сооружение которой продолжалось в течение пяти лет — с 1829 по 1834 г.
Первоначально Монферран представил несколько вариантов памятника в виде обелиска. В том же 1829 г. он разработал еще один вариант памятника — в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом, в котором все основные элементы окончательной композиции, за исключением завершения, были найдены. На венчающую часть колонны был объявлен конкурс, и победителем его оказался Б. И. Орловский. Из архивных источников известно, что скульптор Орловский представил две модели — с одним и двумя ангелами. После обсуждения в Академии художеств большинством голосов была принята первая модель.
Для декоративного убранства постамента Монферран разработал рисунки барельефов, в чем ему активно помогал художник-декоратор Д. Б. Скотти. После того как были утверждены окончательные рисунки барельефов, Скотти должен был выполнить картоны с их изображением в натуральную величину. Но в связи со смертью Скотти в 1830 г. работы завершал живописец Ф. П. Брюлло. По уже готовым картонам с тщательно разработанными градациями света и тени скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе вылепили барельефы.
Учитывая необходимость четкой и слаженной работы и стараясь исключить возможные непредвиденные трудности, связанные с установкой монолита, Монферран в 1832 г. разработал специальную инструкцию, озаглавленную им "О приготовлениях к поднятию Александровской колонны и о порядке при сем производстве". Для установки гранитного монолита архитектор предлагал использовать шестьдесят воротов. Каждый из них должны были обслуживать двадцать девять человек. Всего же по подсчетам Монферрана для этой операции необходимо было две тысячи девяносто человек.
Во время подготовки к открытию памятника архитектору было поручено устройство различных временных сооружений — декоративного убранства пьедестала колонны, временной деревянной ограды со светильниками, "балкона"— деревянного декоративного сооружения в виде трибуны перед Зимним дворцом, проекты амфитеатров для зрителей со стороны Главного штаба и на восточной стороне Дворцовой площади, а также деревянного моста через реку Мойку. Все они были осуществлены ко дню открытия монумента в 1834 г.
Особенно большое количество частных заказов Монферран выполнил в 1830х гг. в Петербурге. Он построил два дома для Демидова (один из них позже стали называть домом Гагариной) на Большой Морской улице (д. 43 и 45), пристроил флигель, а по существу новый корпус к дому Литты, находившемуся на Английской набережной, перестроил дом Лерха на Мойке, разработал проект дома Салтыкова на Малой Морской улице и некоторые другие. В эти же годы Монферран перестраивает собственный дом на набережной реки Мойки (д. 86) и дачу на Аптекарском острове (не сохранилась), записанную на имя его жены Элизы Виржинии Вероники, урожденной Пик Дебоньер.
Однако наиболее значительным произведением Монферрана, принесшим ему всемирную славу, является Исаакиевский собор
, проектированием и строительством которого Монферран занимался более сорока лет — с 1817 по 1858 г.
К началу сороковых годов основные строительные работы приближались к окончанию. В этой связи архитектор "отправлен был в Германию, Францию, Италию и Англию для обозрения примечательнейших зданий и собрания нужных сведений к изысканию выгоднейших средств для окончательного построения Исаакиевского собора", принесшего ему мировую известность.
По возвращении из-за границы Монферран в основном занимался отделкой интерьеров Исаакиевского собора, а в последние годы жизни проектировал памятник Николаю I. К этому времени архитектор выдвинул ряд градостроительных идей, связанных с преобразованием центра Петербурга. Он задумал площадь перед Адмиралтейством превратить в зеленую эспланаду. На пересечении ее главной оси, совпадающей с центром Александровской колонны, и трех основных магистралей Петербурга (невский трезубец) он предложил устроить фонтаны. На пересечении этой же оси с поперечной осью Исаакиевского собора предполагалось поместить памятник Петру I. С противоположной стороны Исаакиевского собора, в спроектированном перед ним сквере, на таком же расстоянии от собора, как и памятник Петру I, намечалась установка памятника Николаю I. При этом предусматривалось выравнивание и благоустройство площади вокруг собора. Фасад близлежащего здания с западной стороны Исаакиевского собора приводился в соответствие с фасадом дома Лобанова-Ростовского, отмечающего восточную границу площади.
В случае осуществления грандиозного замысла Монферрана все центральные площади Петербурга оказались бы теснейшим образом объединены глубинно-пространственными связями, а также стилистически. Это был самый значительный градостроительный проект зодчего. 26 июня 1858 г. Монферран скончался.
На просьбу жены архитектора о погребении его в соборе последовал категорический отказ императора Александра II. Тогда вдова Монферрана увезла тело мужа во Францию и похоронила его на одном из парижских кладбищ, где впоследствии могила затерялась.
Благодаря найденной нами родословной Монферрана почетный главный хранитель национальных музеев Франции Б. Н. Лосский разыскал могилу зодчего, погребенного на Монмартрском кладбище рядом с матерью 20 сентября 1858 г.
Еще при жизни Монферран получил всемирное признание. Среди отечественных историков архитектуры до сих пор бытует неверное представление о том, что Монферран прибыл в Россию дилетантом, в лучшем случае неплохим рисовальщиком, едва знакомым с архитектурой, и только здесь приобрел профессиональные знания. Здесь уместно напомнить, что Монферран являлся учеником ведущих архитекторов эпохи Наполеона — Ш. Персье и П. Фонтена, имел значительную практику в Париже как зодчий и инженер.
Сегодня же с уверенностью можно сказать: Монферран — один из самых выдающихся зодчих в истории русской архитектуры, который своим творчеством гениально подвел черту под архитектурой классицизма и дал превосходные образцы ранней эклектики.
В. К. Шуйский
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.234
|