МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Фомин Иван Александрович
Годы жизни: 22.01.1872 - 12.06.1936
архитектор

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург

В том же виде искусств
Фельтен Георг Фридрих
Баженов Василий Иванович
Казаков Матвей Федорович
Старов Иван Егорович
Воронихин Андрей Николаевич

Современники
Алексеев Константин Сергеевич
Глазунов Александр Константинович
Иванов Вячеслав Иванович
Бальмонт Константин Дмитриевич
Пешков Алексей Максимович

В той же профессии
Захаров Андреян Дмитриевич
Стасов Василий Петрович
Росси Карл Иванович
Монферран Огюст
Тон Константин Андреевич


Произведение
Церковь Успения на Волотовом поле
Церковь Успения на Волотовом поле


Персоналия
Ильинский Игорь Владимирович
Ильинский Игорь Владимирович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Фомин И.А.
Фомин И.А.

Окончил классическую гимназию в Риге, затем три курса математического факультета Московского Университета. С 1894 по 1897 гг. учился в ПАХ (СПб), откуда был отчислен в связи со студенческими волнениями. Год изучал архитектуру во Франции. По возвращении в Москву сдал экзамен на право производства строительных работ, работал помощником в мастерских Л. Н. Кекушева (1899), Ф.О. Шехтеля (1900-1902 (?).
    Работа с Шехтелем оказалась для Фомина плодотворной — помимо того, что он
стал свидетелем подлинного творческого подъёма мастера, создавшего в тот период свои лучшие произведения в стиле модерн, ему посчастливилось принять деятельное участие в создании интерьеров Художественного театра в 1902 г., отразивших своеобразную эстетику эпохи символизма. Тогда же Фомин получил первые самостоятельные заказы. В них он выразил своё понимание стиля модерн, который воспринял в австро-германской трактовке (возможно, не без влияния Шехтеля).
    В 1900 году он построил богато декорированный особняк для В. И. Рекк (Я. А. Рекка) в Скатертном переулке (перестроен), сразу ставший московской достопримечательностью. Особняк состоял из двух частей — ранее возведённого двухэтажного строения, заново оформленного Фоминым, и повышенной новой пристройки, где был устроен вход, парадная лестница и парадный зал с альковом домашней сцены. Пристройка была особенно интересна композиционно — её фасадная плоскость состояла из трёх элементов: дверного проёма с полукруглым витражным окном над ним, вместе образующих характерную для модерна форму "замочной скважины", прямоугольного "лежачего" окна первого этажа, обрамлённого майоликовыми откосами по сторонам, и огромного окна — экрана второго этажа со сложно изогнутыми рамами.
    Лапидарность общей композиции, составленной из неповторяющихся элементов, чем-то напоминала знаменитый фасад фотоателье "Эльвира" в Мюнхене, созданный в 1896 г. А. Энделем. Как и в нём, в особняке Рекка важную роль играл намеренно гипертрофированный лепной декор, воспроизводивший формы органической жизни — в "Эльвире" морскую волну и водоросли, в постройке Фомина — цветы. Лепнина массивного, пышно декорированного карниза изображала гигантские цветы с толстыми, сплетающимися в орнамент стеблями и женские головки с распущенными волосами мотив чрезвычайно популярный в московском модерне. Аналогичным растительным декором был отделан фриз левого крыла особняка: в "чаще" буйно цветущих растений "терялись" верхние части его окон. Не менее крупным растительным металлическим декором были оформлены устои и полотнища калиток и ворот. Метафорическую связь с живой природой обозначал и цвет — низ сооружения был облицован полосой темно-зелёной керамической плиткой.
    Эта постройка сразу поставила Фомина в ряд наиболее известных московских мастеров нового стиля. В 1901 г. Я. А. Рекк привлёк его к работе Торгово-Строительного акционерного общества, заказав пристройки к принадлежавшему ему ампирному особняку в Мёртвом переулке. Сама поставленная задача наглядно обнажала художественный "конфликт" классицизма и раннего модерна — архитектор спроектировал дворовые службы в стиле модерн с таким варварски сочным, крупным декором, который намеренно усиливал их контрастность по отношению к правильной ордерности самого послепожарного особняка.
    Эта работа не была осуществлена, но, по-видимому, прочно ввела Фомина в круг крупной промышленной буржуазии и владельцев строительных фирм, покровительствовавших распространению стиля модерн. Без их поддержки ему вряд ли удалось организационно осуществить такое дорогостоящее предприятие, как выставка "Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля", прошедшая в Москве в конце 1902 — начале 1903 года и положившая начало широкому распространению стиля в архитектуре города.
    Фомин, главный экспонент выставки, создал для неё мебель, отделку нескольких интерьеров и множество разнообразных предметов быта. Молодой архитектор сумел продемонстрировать в выставочных экспонатах подлинный синтетизм своего дарования. Мебель по его рисункам выполнили такие солидные фирмы как Мюр и Мерилиз (Москва), Шпини и Менке (Берлин), Э Бардорф (Москва), наконец, Абрамцевская мастерская Е.Г. Мамонтовой, осветительные приборы изготовили фирмы Кузьмичева, Кирова и мастерская Э. Бардорф (Москва), камины фирма братьев Вишневских (Москва), П.С. Сысоев и мастерская Н. Крушельницкого (Москва), цветные стекла — венская фирма "Гейлинг" и московские мастера Ф. Подпалый и Р.Домбровский, бронзовые изделия — фирма братьев Вишневских и заведение братьев Носенковых, ковры — фирма братьев Сапожниковых, мастерская Е Чоколовой и Орликовская Учебная мастерская (Курская губ.), кованые медные изделия сделала фирма Кузьмичева, деревянные резные изделия — Учебная мастерская Московского Губернского Земства (Троице—Сергиев Посад), а инкрустации по дереву создала художница Ф. Нейман (Курляндия). Само перечисление этих московских и европейских художественных заведений не только довольно полно характеризует круг производителей предметной среды модерна в Москве, но и отражает многогранность художественных устремлений самого зодчего, много и успешно работавшего в начале 1900-х годов в сфере дизайна.
    Кроме широкого личного участия в экспозиции, Фомин, несомненно, был главным организатором выставки. Именно он сумел привлечь к участию в ней таких европейских знаменитостей, как М. и Ч. Макинтош, X. Кристиансен, П. Беренс, Я. Котера, К. Мозер и И. Ольбрих, а также наиболее интересных художников и зодчих Москвы и Петербурга. По-видимому, им собственноручно был выполнен и каталог этой экспозиции, дополненный большим разделом рекламы, щедро украшенным наскоро нарисованной модернистской орнаментикой.
    Устроенная Фоминым международная выставка не только позволила увидеть отечественные произведения в контексте работ признанных за рубежом мастеров, но и позволила определить основные тенденции в развитии стиля, более полно ощутить его специфику. Выставки изобразительного искусства и архитектуры в конце XIX — начале XX в. были одной из традиционных форм профессионального обмена новыми идеями, однако, следует подчеркнуть, что в России московская экспозиция оказалась первой специализированной художественной выставкой такого рода. В этом была безусловная заслуга её вдохновителя и организатора.
    С этим периодом связана и ещё одна уникальная инициатива архитектора — именно он пытался организовать в Москве новое Архитектурное общество, противопоставленное по творческим установкам существовавшему. Этого сделать не удалось, но сама идея показывает, как близки были фоминские устремления к общеевропейским. Как известно, в эпоху символизма в Европе было создано не одно творческое объединение архитекторов, стремившихся воплотить в практике новые художественные веяния.
    Неудача не укротила организаторские попытки Фомина. В том же 1902 г. им были основаны в Москве Строительные курсы, на которых он стал основным педагогом. При них были созданы и специальные женские курсы, которыми первоначально также заведовал Фомин. Возможно не без его участия в 1905 г. в Москве возник новый художественный журнал "Искусство", публиковавший интересные материалы о современном изобразительном искусстве и архитектуре, острую профессиональную критику.
    Таким образом, этот первый "московский" период творческой жизни зодчего напрямую связан с зарождением стиля модерн в Москве, активным пропагандистом и апологетом которого Фомин выступал в начале 1900-х годов. Однако, вскоре его внимание переключилось на национальный стиль: "поклонник Вены и Вагнера", он сделал "поворот к русским теремам, лампадкам и птицам Сиринам" (Михайлов М. 1st zu wienerisch. Искусство строительное декоративное, 1903, №3, с. 13). Но и это увлечение с переездом в Санкт-Петербург в 1905 г. вскоре сменилось работами в неоклассическом стиле, одним из создателей которого в архитектуре ему суждено было стать.
    В 1905—1909 гг. Фомин продолжил обучение в ИАХ, после окончания которой со званием художника—архитектора был направлен пенсионером за границу (в 1912 г.). Учёба в Академии существенно повлияла на профессиональные приоритеты зодчего, ориентировав его на освоение архитектурного наследия эпохи Возрождения и русского классицизма. К стилю модерн зодчий после 1905 г. уже не возвращался, однако опыт работы в этой стилистике иногда просматривается в его произведениях 1920-х гг.
    Блестящий рисовальщик, график, офортист.После 1917 г. ф. вошёл в когорту самых известных советских зодчих. Выдающийся мастер, существенно повлиявший на развитие советской архитектуры в 1920 - 1930х гг., создатель "пролетарской классики".

Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. М., Жираф. 1998.С.216






Дача А.А. Половцова




 



  (c) портал "Культура России"