МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Белов Василий Иванович
Дата рождения: 23.10.1932
писатель

Сайты по теме
Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала
Библиотека Максима Мошкова
Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой
Интернет-библиотека Алексея Комарова
Древнерусская литература
Электронная библиотека Евгения Пескова

В том же виде искусств
Волошин Максимилиан Александрович
Бугаев Борис Николаевич
Блок Александр Александрович
Горенко Анна Андреевна
Пастернак Борис Леонидович

Современники
Доронина Татьяна Васильевна
Соломин Юрий Мефодьевич
Джигарханян Армен Борисович
Максимова Екактерина Сергеевна
Даль Олег Иванович

В той же профессии
Пушкин Александр Сергеевич
Гоголь Николай Васильевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Тургенев Иван Сергеевич
Достоевский Федор Михайлович


Произведение
Дом Благородного собрания
Дом Благородного собрания


Персоналия
Даль Олег Иванович
Даль Олег Иванович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Родился в крестьянской семье в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской области, работал столяром, мотористом, электромонтером. После службы в армии (1952—1955) работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной гаеты "Коммунар" (Вологодская область, 1956); с этого времени начал выступать в печати. В 1958 г. был избран секретарем районного комитета комсомола в Грязовецком районе Вологодской области; в 1959—1964 годах учился в Литературном институте им. М. Горького; в 1963 г. был принят в Союз писателей СССР.
    Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х гг. (периода "оттепели"): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, жажда движения, героики. В этом русле развивалась массовая поэзия того времени, с которой многообразно перекликаются стихи Белова:
    Идет человек от порога,
    В тревожные дали идет.
    Вместе с многими лириками 1950-х годов молодой Белов в "святой тревоге", в борьбе, в социальном порыве видит настоящее назначение человека, единственно достойное содержание жизни (стихотворение "Россия", поэма "Комсомольское лето"). Еще в юности он покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме "О чем поет гармонь" поэт скажет об этом:
    И тогда совсем не горевал я,
    Уходя из дому налегке.
    В "Плотницких рассказах" герой Константин Зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: "...я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда". Но очень скоро тяга к "отцовскому краю" становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. Тема "возврата" звучит уже в первом поэтическом сборнике "Деревенька моя лесная" (Вологда, 1961). Путь сердца к родине, к "почве", к дому и земле у Белова не путь воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х годов в книгах Белова воссоздается мир северной русской деревни. Эпический по своему наполнению и по способам изображения, этот мир прониэан лиризмом различных оттенков: скорбь, горечь, грусть, нежность и мягкий юмора. В сборнике повестей и рассказов "Знойное лето" (Вологда, 1963) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Реальные подробности жизни деревни воссоздаются в общей сдержанной гамме. Стремясь к достоверности во всем, Белов прибегает почти к документальной точности в обрисовке характеров и нередко превращает рассказ в очерк ("Тиша да Гриша"). Наброски знакомых крестьянских типов были уже в стихотворениях "Дед", "Свекровь"; одно из первых осмыслений своих отношений с родной землей состоялось у Белова в поэме "Белая кровь", над которой писатель работал в 1961 г. Не случайно отрывок из последней — "На родине" ( 1981) — лег в основу написанного впоследствии рассказа "Холмы". Переход от поэзии к прозе у Белова естествен и по-своему неизбежен. Большая повесть "Привычное дело" (1967) — этапное произведение в творчестве Белова. С ее появлением старая тема народа, крестьянства приобрела новую этическую остроту, встали новые вопросы о художественной разработке этой темы. Судьба героя (Ивана Африкановича) раскрывается автором вглубь, к ее вечным, как земля, основаниям, от которых все получает устойчивость, ценность, красоту: дом, дети, труд, охота, отдых, чувство, поступок и слово. Но когда нарушаются кровные связи с этими основаниями, человек теряет бытийные опоры. Решив уйти из деревни, главный герой чувствует, как "что-то надломилось, треснуло в сердце". И как трагические следствия роковой этой надломленности воспринимаются смерть жены героя, смерть семейной кормилицы коровы Рогули, блуждание Ивана Африкановича в лесу, едва не кончившееся гибелью, хотя события эти как будто вызваны естественными причинами или просто случайны. Чуткость Белова к скрытому трагизму существования героев присутствовала уже в повестях "Деревня Бердяйка" (1961), "За тремя волоками" (1965). В более сложных ракурсах эта тема дана в "Плотницких рассказах" (1968). Для повествователя Константина Зорина деревенское прошлое отделено от него годами, психологической и культурной дистанцией. Взгляд героя на деревню иногда чуть отстранен, рационалистичен, но его вопреки всему с неодолимой силой влечет к родному дому, к старой деревенской бане, отремонтировать которую он и приехал в отпуск. Зорин погружается в медлительное существование полузаброшенного села, сходится с односельчанами. Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире "малой родины", где "тихо спят теплые ельники", где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние — редкость и почти не-доступно современному человеку. Оно удерживается в немногих вещах Белова — таких, как рассказ "Бобришный утор", и лишь эпизодически возникает в произведениях 1970—80-х гг. Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных - недостаток сердечности, любви, простоты в людях ("Воспитание по доктору Споку", 1974, "Чок-Получок". Мотив "надломленности" самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в "Плотницких рассказах". Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре внимания Белова с начала 1970-х гг. Писатель выходит к новому для него жанру — роману-хронике, создавая "Кануны" (1972—1984) и продолжение их — "Год великого перелома" (1989—1991). Книга "Год великого перелома" не воспринимается как завершение хроники. Трагический эпос о земле и крестьянстве, достигший кульминации в 30-е гг., остается не только без развязки, но и без высшего смысла. Ясно понимая это, Белов осмысление трагедии связывает с христианским взглядом на происшедшее в России.
    Самая оптимистичная, даже праздничная книга Белова —"Лад" (1979). Мир крестьянской общины, семьи, хозяйства, мир работ и досугов, ремесла и художеств, обычаев и языка предстает в идеально "ладном" состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни. Автор с большим тактом умеет соединить этнографическую точность с нравственной правдой. Сама его речь — где картинна, где задушевна, где мягко-иронична, но всегда крепка, ладна, отчетлива в понятиях и оценках, всегда в ней уместно народное слово. Новую и непростую задачу поставил себе писатель в романе "Все впереди" (1986) — исследовать современную русскую жизнь, "человеческую породу" в условиях городского смешения наций, традиций, стилей, в столкновении разных нравственно-психологических типов. Затронутые в романе мотивы переходят в публицистику Белова, переплетаясь с основными темами его творчества — темами крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры. Яркое выражение они нашли в выступлениях писателя в качестве народного депутата СССР (1989—1992) и члена Верховного Совета (1990—1991), а также в ряде статей и книг: "Начать с личного самоограничения", "Из пепла..." (1991), "Внемли себе" (1993). В своей "почвенной" позиции Белов тяготеет к философским и историческим воззрениям И. А. Ильина, чьи избранные работы он подготовил и издал с собственным предисловием (1993). Перу Белова принадлежат рассказы для детей, юмористические миниатюры ("Бухтины вологодские завиральные в шести частях"), пьесы ("Князь Александр Невский", "Над светлой водой" и другие), киноповесть "Целуются зори...". Белов — лауреат Государственной премии СССР, Литературной премии им. Л. Толстого.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. М.: Просвещение. 1998. С. 105









 



  (c) портал "Культура России"