МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Годы жизни: 1910г. - 1975г.
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Алябьев Александр Александрович
Глинка Михаил Иванович
Даргомыжский Александр Сергеевич
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич

Современники
Гарин Эраст Павлович
Хачатурян Арам Ильич
Пельтцер Татьяна Ивановна
Герасимов Сергей Аполлинариевич
Шостакович Дмитрий Дмитриевич

В той же профессии
Глазунов Александр Константинович
Рахманинов Сергей Васильевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Стравинский Игорь Фёдорович
Вертинский Александр Николаевич


Произведение
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле


Персоналия
Гердт Зиновий Ефимович
Гердт Зиновий Ефимович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Шостакович Д.
Шостакович Д.

В основе устремлений, симпатий и антипатий, определивших смысл и направленность творчества Шостаковича, лежали не абстрактные идеалы, но живые впечатления Когда наступил 1917 год, одиннадцатилетний подросток был захвачен историческими событиями, совершавшимися в Петрограде—его родном городе. Он видел, как в одной из стычек рабочих с полицией и казаками был убит мальчик; этот эпизод потряс его и запомнился надолго. Первые композиторские опыты—пьесы под названиями "Гимн свободе", "Траурный марш памяти жертв революции", появившиеся в ответ на эти впечатления,— были в некотором смысле пророческими. Революция вывела на историческую арену нового героя — многомиллионную народную массу, охваченную общими чувствами. Этот герой в первые же послереволюционные годы оказался в центре многих произведений молодого советского искусства. Завладел он и воображением Шостаковича. Образы массового действия, человеческого коллектива в различных состояниях и жизненных ситуациях заняли важное место в его музыкально-драматических концепциях.
    На редкость одаренный подросток обратил на себя внимание директора Петроградской консерватории А. К. Глазунова и стал студентом. Шостаковичу было тогда 13 лет. Писатель К. Федин сохранил для нас живое воспоминание о его удивительном таланте: "Худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, неожиданные и заставлявшие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез. Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно".
    Склонность к шутке, юмору—иногда саркастическому, причудливому—к "представлению в лицах" шаржированных сценок и персонажей проявилась у Шостаковича раньше всего. Не случайно его первым студенческим сочинением было именно Скерцо—жанр, впоследствии занявший весьма важное место в его музыкальных концепциях. Затем появились "Три фантастических танца" — первые напечатанные сочинения, которые сразу и надолго вошли в репертуар и учебные программы пианистов. Тогда же была написана музыка на тексты двух басен Крылова для голоса с оркестром — "Стрекоза и Муравей" и "Осел и Соловей". Театральный склад музыкального воображения Шостаковича сказался в них особенно явственно. Шутка обернулась карикатурой; сочиняя тупые тирады Осла, композитор явно издевался над горе-критиками, которых ему доводилось и предстояло еще не раз встречать на своем пути. Не зная тогда музыки Прокофьева, Шостакович создал произведение аналогичное прокофьевскому "Гадкому утенку": оба композитора как будто предвидели судьбу своей будущей музыки.
    Иные черты проявились в Сюите для двух фортепиано, написанной в 1922 году под впечатлением смерти отца. В музыке возникли драматизм, взволнованность, траурные краски, тревожные нервные ритмы. Мы не ошибемся, если увидим здесь завязь будущих трагедийных образов Шостаковича.
    Внушительным итогом консерваторских лет явилась дипломная работа девятнадцатилетнего композитора—Первая симфония, произведение отнюдь не ученическое по своеобразию, силе замысла и мастерству, по завидной будущности, которая была ему уготована. Симфония оказалась едва ли не единственным образцом советской симфонической музыки 20х годов, который успешно выдержал проверку временем и доныне занимает надежное место в концертном репертуаре.
    12 мая 1926 года, день ее премьеры в зале Ленинградской филармонии под управлением Н. Малько, стал крупной вехой не только в биографии юного музыканта, но и в истории советской музыки. На следующий день мать композитора писала: "Все прошло блестяще — великолепный оркестр, превосходное исполнение! Но самый большой успех выпал на Митину долю. По окончании симфонии Митю вызывали еще и еще. Когда наш юный композитор, казавшийся совсем мальчиком, появился на эстраде, бурные восторги публики перешли в овацию".
    Сочинение композитора-дебютанта быстро приобрело мировую известность. В ближайшее пятилетие оно прозвучало в Берлине под управлением Бруно Вальтера. Стоковский исполнил его в Филадельфии, Тосканини — в НьюЙорке. Мало кто из советских и зарубежных дирижеров в последующие годы обошел его вниманием. Удивительная жизнеспособность Первой симфонии сказалась в том, что она словно бы росла и изменялась вместе с временем. В 20х годах в ней ценили легкость и свободу воображения, обаятельную эксцентричность, светлые "весенние" тона. В 30х стало ясно, что симфония не столь уж безоблачна, что в ней есть и скорбные эпизоды, траурные краски, драматизм. А в 50х о ней уже писали как о сочинении, впервые сформулировавшем героико-трагическую тему всего творчества Шостаковича.
   





Золотой век




 



  (c) портал "Культура России"