МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Мочалов Павел Степанович
Годы жизни: 15.11.1800 - 28.03.1948
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Гердт Зиновий Ефимович
Плисецкая Майя Михайловна
Ефремов Олег Николаевич
Быстрицкая Элина Авраамовна
Коршунов Виктор Иванович

Современники
Рерих Николай Константинович
Москвин Иван Михайлович
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Билибин Иван Яковлевич
Волошин Максимилиан Александрович

В той же профессии
Алексеев Константин Сергеевич
Шаляпин Фёдор Иванович
Москвин Иван Михайлович
Фокин Михаил Михайлович
Саруханов Юрий Ильич


Произведение
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле


Персоналия
Соломин Юрий Мефодьевич
Соломин Юрий Мефодьевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Мочалов П.С.
Мочалов П.С.

Родился в Москве в семье крепостных актёров — Степана Фёдоровича и Авдотьи Ивановны Мочаловых. В 1816 окончил пансион. Занимался драматическим искусством под руководством отца. 4 сентября 1817 года с большим успехом дебютировал на московской сцене (с 1824 — Малый театр) в роли Полиника в трагедии "Эдип в Афинах" Озерова. В первые годы актер выступал в самом разнообразном репертуаре: в трагедиях Вольтера ("Танкред", 1818, главная роль), В. А. Озерова ("Фингал", 1822, главная роль), комедиях А. А. Шаховского (князь Радугин — "Пустодомы", 1819) и др. Уже в этих пьесах он восхищал зрителей естественностью, свободой выражения чувств, независимостью от канонических правил классицистской школы игры. Расцвет таланта Мочалова приходится на 1830—1840е гг. С его деятельностью было связано утверждение прогрессивного, демократического направления в русском театре. Консервативная критика не приняла искусства Мочалова, противопоставив ему петербургского трагика В. А. Каратыгина. Со 2-й пол. 20-х гг. в репертуаре Мочалова значительное место заняла романтическая драма: Кин ("Кин, или Гений и беспутство" Дюмаотца, 1835) и др.; он выступал в переделках для сцены романтических поэм Пушкина ("Керим Гирей, крымский хан" по мотивам "Бахчисарайского фонтана", 1827, гл. роль). Особенно много Мочаллову приходилось играть в мелодраме, часто шедшей в то время на русской сцене. Большой успех имел он в ролях Жоржа де Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа, 1829), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу, 1826) и др. Однако в целом мелодрама с её схематизмом характеров, морализацией не могла дать артисту нужного материала для его творчества. Свои лучшие роли М. создал в произведениях Шекспира и Шиллера: Отелло (1837), Гамлет (1837), Король Лир (1839), Ричард III (1839), Ромео (1841), Карл Моор (1828) и Франц Моор (1844), Фердинанд (1829), Миллер (1842, "Коварство и любовь"), Дон Карлос (1829); Мортимер (1835, "Мария Стюарт"). Мочаллов настойчиво добивался возможности сыграть увлекавшую его роль Арбенина в "Маскараде" Лермонтова, но цензура не разрешила пост. этой пьесы. Значительным созданием М. была роль Чацкого в "Горе от ума", сыгранная им в первой постановке комедии в Москве 27нояб.1831; в игре Мочалова звучали гневный сарказм, негодование против фамусовской Москвы, он ярко раскрывал трагичность судьбы передового, мыслящего человека в условиях крепостнической России. 22 января 1837 Мочалов сыграл в свой бенефис роль Гамлета. Мочалов активизировал образ Гамлета, придал ему, по словам Белинского, "...гораздо более силы и энергии, нежели сколько может быть у человека, находящегося в борьбе с самим собою и подавленного тяжестью невыносимого для него бедствия, и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели сколько должен ее иметь шекспировский Гамлет". Эта интерпретация образа Гамлета, героически отстаивающего человеческое достоинство против сил зла, эгоизма, пошлого практицизма, приобретала в обстановке тех лет глубоко прогрессивное значение. Исполнение Мочалова роли Гамлета встретило резко недоброжелательную оценку со стороны реакции кругов и горячее признание всей прогрессивной общественности, в первую очередь Белинского, описавшего игру Мочалова в своей знаменитой статье ""Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838). Выступая в роли Отелло, Мочалов глубоко раскрывал гуманистическое содержание пьесы Шекспира. В своём понимании образа Отелло Мочалов был близок к Пушкину, утверждавшему, что Отелло "не ревнив, а доверчив", подчёркивал трагический смысл крушения веры в человека. В "Ричарде III" М. создал титаническую фигуру злодея-властолюбца, попирающего все нормы человечности и потому обречённого на одиночество и гибель.Мочалову было свойственно стремление к романтически обобщённому раскрытию характера. Выдвигая на первый план гуманистическую идею произведения, сосредоточивая все силы на раскрытии внутреннего мира героя, его конфликта с действительностью, М. отвлекался от бытовой и исторической конкретности (отсюда его пренебрежение к внешней отделке роли, невнимание к костюму, гриму и пр.). Мочалов был актёром богатой интуиции, обладал яркой творческой фантазией. Ценнейшим качеством Мочалова было умение внутренне слиться с изображаемым образом, полностью жить на сцене его чувствами. Он показывал людей в моменты подъёма, в состоянии напряжённой внутренней деятельности. Его игра отличалась бурной эмоциональностью, изобиловала богатством оттенков, контрастов, стремит, переходов от спокойствия к возбуждению. Однако в тех случаях, когда роль была внутренне чужда Мочалову или какиелибо посторонние обстоятельства мешали артисту достигнуть на сцене полной творч. сосредоточенности, игра его была неровна. Подобное явление критика особенно часто отмечала в последние годы жизни артиста.
   



Мочалов П.С.
Мочалов П.С.





 



  (c) портал "Культура России"