Уланова — русская советская артистка балета. Народная артистка СССР (1951). Родилась в артистической семье. Отец Улановой— режиссёр балета, мать — артистка балета и педагог. В 1928 окончила Ленингр. хореографическое училище (училась у своей матери и у А. Я. Вагановой), в том же году была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета (позднее им. Кирова). С 1944 — солистка балетной труппы Большого театра (Москва).Искусство Улановой совершенно, гармонично. Основа этой гармонии — в идеальном соответствии и безупречной пропорции жизненного и условного в её искусстве. Условная природа балетного искусства не
мешает танцовщице выражать на сцене правду человеческих чувств. Она обобщает конкретное, поэтизирует искусстве Улановой. с редкой гармоничностью. Еще в начале её творчества деятельности критики писали об абсолютной гармонии, сочетании. всех элементов сценического воздействия, полной слитности танцевальной техники, драматической игры, пластической выразительности в искусстве Улановой. Не нарушая чистоты хореографических каденций и фиоритур, она наполняет их живым настроением, придаёт простым, обыденным действиям грацию и музыкальность, а самым сложным и технически изощрённым танцевальным движениям — непринуждённость и выразительность естественного человеческого жеста. Это образует особый, неповторимый пластический язык Улановой, позволяющий танцовщице передавать глубочайшие человеческие переживания. В танце У. трудно заметить, где кончается одно движение и начинается другое; кажется, что движение не прерывается, не кончается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое искусство пластических замедлений, замираний, затиханий создаёт, тонкую выразительность. Уланова не чеканит движения и позы, её танец льётся легко, отражая тончайшие нюансы внутренней жизни героинь балета, оттенки их настроения, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения. Это особый характер виртуозности, где нет механичности, классической "выучки", где главенствует не подчёркнутая чёткость, рельефность классики, а живая, трепетная измена,монологи и диалоги. Тщательно обдуманные, выверенные пластические нюансы, оттенки поз никогда не нарушаю'' законов естественной грации. Совершенная классическая танцовщица, У. не только лучшая исполнительнице партий в балетах Чайковского, создательница образе Жизели (1932), но и актриса, доказавшая возможность "перевода" на язык танца произведений великих поэтов, выражающих большое философское содержание, силу человеческих страстей и переживаний. На языке классического танца У. рассказывает о судьбах женщин различных эпох, стран и характеров. И вместе с тем Уланова. истинно русская. актриса не только потому, что её искусство развивает принципы и традиции рус. хореографической школы, но и потому, что она выражает в своём творчестве гуманизм, глубину и правду рус. искусства. Сценические. героини У. обладают особой хрупкостью, незащищённостью, женственной слабостью. Её искусство принято называть элегичным, меланхоличным, "бестелесным". Но в то же время сценические образы У. наделены несгибаемой силой, героическим напряжением духа. Ничто не может заставить её героинь— Марию ("Бахчисарайский фонтан", 1934), Джульетту (Гос. пр. СССР, 1947) и др.— согнуться, изменить своим чувствам, верованиям. Хрупкость их облика только еще сильнее подчёркивает победу человеческого духа. У. бывает на сцене не только трогательной и нежной, но и неподкупно суровой, замкнутой, сосредоточенно-гневной, протестующей, у неё появляется порой строгое выражение непреклонности, в своей суровой "самозащите" артистка доходит почти до стоицизма и в моменты наивысшего самораскрытия остаётся до предела сдержанной.Развитие творчества Улановой— это постепенное движение от лирики к трагедии. В хрупкой и беззащитной Марии появляются черты замкнутости, непримиримости, в нежной Джульетте начинают звучать страсть и воля, а сцена сумасшествия в балете "Жизель"не только трогает зрителя, но и глубоко потрясает.У. искала вдохновения в произведениях Шекспира, Пушкина, Бальзака. Актриса, воплотившая на балетной сцене большую трагедию, создательница образов огромного масштаба, передающая в танце сложнейшие драматической коллизии, Уланова завоевала мировое признание.У. непрестанно следит за формированием молодых танцовщиц (Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова).Др. партии: Одетта-Одилия (1929, 1947), Аврора (1929); Вальс и Мазурка ("Шопениана", 1931), Маша ("Щелкунчик", 1934), Корали ("Утраченные иллюзии" Асафьева 1936) Раймонда (1938), Золушка (1945, Гос. пр. СССР 1946)- Параша ("Медный всадник", 1948), Тао Хоа (1949, Гос. пр. СССР, 1950), концертный номер "Умирающий лебедь" на муз. Сен-Санса, и др.
Уланова много гастролировала за рубежом: Китай, Австрия, Италия, Франция, Англия, США и др. Уланова— лауреат Государственной премии СССР (1941), Ленинской премии (1957).
Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.5. М.,1967. С.372.