Е.Максимова - Народная артистка СССР (1973). Жена В. В. Васильева. С 1958 по окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в Большом театре (до 1988). Ещё будучи ученицей МХУ исполнила партию Маши ("Щелкунчик", 1957, балетмейстер. В. И. Вайнонен). Первая исполнительница партий: Маша ("Щелкунчик", 1966, балетмейстер. Ю. Н. Григорович), Фригия (1968, балетм. тот же), Аврора (1973. новая редакция Григоровича по М. И. Петипа), Эола ("Икар", 1976, новая ред. Васильева), Балерина ("Эти чарующие звуки...", 1978, балетмейстер тот же), Шура Азарова ("Гусарская баллада", 1980, балетмейстер Д. А. Брянцев), Анюта ("Анюта", 1986, балетмейстер Васильев). Другие роли: Катерина ("Каменный цветок"), Жизель; Сильфида ("Шопениана"), Мавка ("Лесная песня"), Жанна ("Пламя Парижа"), Муза ("Паганини"), Мария; Вакханка ("Вальпургиева ночь"). Принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Золушка; Балерина ("Петрушка"), Китри, Одетта—Одиллия; Девушка ("Икар"), Джульетта. С 1980 выступает в спектаклях ансамбля Московский классический балет. Партии: Натали ("Натали, или Швейцарская молочница", 1980, балетмейстер П. Лакот по Ф. Тальони, первое исполнение в СССР), Джульетта ("Повесть о Ромео и Джульетте"), Ева. Роли в труппах:"Балет XX века", Бельгия, — Юлия ("Ромео и Юлия", 1978, балетмейстер М. Бежар); Театр "Сан-Карло", Италия, — Анюта ("Анюта", 1986, балетмейстер Васильев), Продавщица перчаток ("Парижское веселье", 1988, балетмейстер Л. Мясин), Ромола ("Нижинский", 1989, режиссер Б. Менагатти);"Марсельский балет", Франция, — Роза ("Голубой ангел", 1987, балетмейстер Р. Пети); Английский Национальный Балет — Татьяна ("Онегин", 1989, балетмейстер Дж. Кранко). М. — первая исполнительница партий в балетах Васильева: Солистка ("Я хочу танцевать"). Солистка ("Фрагменты одной биографии", оба 1983, Центр. Концертный зал "Россия";экранизированы на ТВ в 1985), Золушка (1991, Театр балета КДС). Роли в оригинальных телевизионных балетах: Девочка ("Трапеция", 1970), Элиза Дулиттл ("Галатея", 1977), Петер ("Старое танго", 1979), Анюта ("Анюта", 1982;Гос. пр. РСФСР, 1984), Примадонна ("Чаплиниана", 1987). Снималась в кинофильме-балете "Хрустальный башмачок" (1960, по "Золушке"); в панорамном кинофильме "СССР с открытым сердцем" (1961); в телеэкранизации балетов "Вальпургиева ночь" (1971), "Эти чарующие звуки..." (1981), "Сотворение мира" (1982, под назв. "Адам и Ева"): в телефильмах-концертах "Хореографическая симфония" (1971), "Хореографические новеллы" (1973), "Гран па в белую ночь" (1987); в художественном фильме-опере "Травиата" (1982, режиссер Ф. Дзефирелли). Творчеству М. и Васильева поев. телевизионные фильмы "Дуэт" (1973), "И осталось, как всегда, недосказанное что-то..." (1990), французский видеофильм "Катя и Володя" (1989). Специально для М. были поставлены сольные хореографические номера: "Соловей" на муз. А. А. Алябьева (1957. балетмейстер В. А. Варковицкий), "Мазурка" на муз. А. Н. Скрябина (1960, балетмейстер К. Я. Голейзовский).Воспитанная в лучших традициях академической школы, идеально сложенная, миниатюрная балерина, Максимова обладает лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Классически безупречному танцу она придаёт изысканную элегантность и праздничность, восхищая филигранной отточенностью мелких па. Виртуозное владение техникой неизменно окрашено у балерины в индивидуальные. лишь ей присущие, "максимовские" тона. Женственно-хрупкие героини Максимовой только вступают в жизнь, и всё в окружающем их мире становится открытием. Балерина показывает процесс роста человеческой души, от наивных детских грёз и робкого зарождения любви — до ликующего торжества её расцвета. Умея полностью растворяться в лирике адажио, Максимова всегда сохраняет в хореографическое "двухголосье" дуэта свой неповторимый "голос". Балерине в равной степени подвластны партии комедийные, лирические, драматические. Со временем героини Максимовой, оставаясь внешне столь же пленительно юными, взрослели, их безоблачно ясный внутренний мир становился более утончённым, сложным, овеянным по - пушкински светлой печалью. Менялся и исполнительский стиль балерины, обретая драматическую экспрессию танца, богатство пластичность нюансов, графическая заострённость линий, не теряя при этом своей гармонии. Из всего многообразия женских образов классической русской литературы балерина станцевала только чеховскую Анюту и пушкинских Марию и Татьяну. Но темы героинь И. С. Тургенева и Л. И. Толстого живут в др. сценических созданиях Максимовой — Жизели, Маше. Джульетте, воплощающих в балетном т-ре вечные человеческие идеалы. Пластическая свобода и чуткость к различным хореографическим поискам позволили ей успешно выступить в спектаклях крупнейших зарубежных балетмейстеров — Бежара, Пети, Кранко. Благодаря уникальному актёрскому мастерству, продолжающему традиции русского психологического. театра. Максимова не только стала подлинно танцующей актрисой на балетной сцене и на экране ТВ, но и обратилась к драматическим ролям в телефильмах "Жиголо и жиголетта" (1980) и "Классная дама" (1994): в художественном фильме "Фуэте" ), в моноспектакле "Песня песней" по "Библии" (1990, Творческая группа "Отражение", режиссер А. В. Парра: 1994. режиссер Васильев).В 1980 окончила ГИТИС по специальности педагог-балетмеистр. С 1982 преподаёт на кафедре хореографии ГИТИСа (с 1988 доцент). С 1990 балетмейстер-репетитор театра балета КДС.1-е премия — Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1957), Международного конкурса артистов балета в Вене (1959) и Международного конкурса артистов балета в Варне (1964). Пр. А. Павловой (1969) и пр. М. Петипа (1972) — Париж. Государственная премия СССР (1981): Государственная премия России (1991).
Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.280