Дочь известного оперного певца Ф. П. Комиссаржевского, человека большой культуры, тонкого художественного вкуса Комиссаржевская росла в атмосфере театральных интересов, любви к музыке, литре. Среди близких знакомых семьи Комиссаржевских — артист и литератор И. Ф. Горбунов, певец Ф. И. Стравинский, композитор М. П. Мусоргский и др. Школой мастерства для Комиссаржевкой были занятия с В. Н. Давыдовым, уроки пения с отцом. В 1891 в Петербурге Комиссаржевкая впервые выступила на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа (Зина — "Горящие письма" Н. Гнедича). Затем начала принимать участие в спектаклях Общества искусства и литры (Москва), руководимого Станиславским. Как и другие участники этих спектаклей, Комиссаржевская считала театр важной жизненной задачей, смотрела на актёрское искусство как на свою нравственную миссию. Исполнением роли Бетси в "Плодах просвещения" (1891) Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей проф. театра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893—94) на роли "инженю" и водевильные роли с пением. Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях ("Под душистою веткой сирени", "Волшебный вальс" и др.). В 1894—96 К. работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это время ок. 60 ролей: Рози ("Бой бабочек" Зудермана), Лариса ("Бесприданница"), Луиза ("Коварство и любовь"), Софья ("Горе от ума"), Клерхен ("Гибель Содома" Зудермана) и др.Уже в первые годы работы в театре Комиссаржевской приобрела известность как актриса лирич. склада, обладающая простотой, правдивостью и непосредственностью. В каждую роль Комиссаржевская вносила черты своей неповторимой индивидуальности, её интересовали не внешнее перевоплощение, не бытовая характерность образа, а его поэтическую сущность. Искренность, нежность, мягкость и изящество сочетались в искусстве актрисы с огромной внутренней взволнованностью, трепетностью. Подъём, воодушевлённость, эмоциональная насыщенность были основными чертами дарования Комиссаржевской Большое значение придавала Комиссаржевская интонационной разработке роли (современники называли её голос "скрипкой Страдивари").В 1896 Комиссаржевская дебютировала на сцене Александрийского театра (в роли Рози). В первом сезоне она сыграла роли Клерхен, Нины Заречной, Ларисы, сразу завоевав внимание демократических кругов зрителей. В Александрийский театр Комиссаржевской принесла новую для этого театра направленность. Искусство Комиссаржевской заставляло тревожно размышлять, взволнованно говорило о неблагополучии жизни, о необходимости её изменения. Актриса рассказывала со сцены повесть о большой, мечущейся женской душе, не находящей себе места в окружающем мире. Исполняя роль Ларисы, Комиссаржевская стремилась раскрыть порывистый, беспокойный характер своей героини, стремящейся уйти от будничной, серой жизни. Выступив в роли Нины Заречной за два года до постановки "Чайки"в МХТ, Комиссаржевская первая почувствовала глубокий новаторский смысл чеховской пьесы, сумела передать тонкую манеру автора, его сознание несовершенства окружающей действительности. Проникнув в существо драматургии Чехова, Комиссаржевкая изяществом сценических приёмов, интеллектуальностью как бы предвосхищала стиль игры Московского Художеств, театра. Чехов считал Комиссаржевскую непревзойдённой исполнительницей роли Нины Заречной. Комиссаржевская играла в пьесах Чехова также роли Саши в "Иванове" и Сони в "Дяде Ване".Демократическая направленность искусства Комиссаржевской., её художественные устремления были несовместимы с условиями бюрократического режима императорской сцены. Такие выдающиеся сценические создания, как Лариса, Нина Заречная; Маргарита ("Фауст" Гёте) были единичны, актрисе приходилось играть в пустых, бессодержательных пьесах-однодневках, составлявших основу репертуара театра. Чувствуя потребность творить для широкого демократического зрителя, воплощать идейно-художественный значительный репертуар, Комиссаржевская решила создать собственный театр и в 1902 ушла из Александрийского театра. После двухлетней гастрольной поездки Комиссаржевская осуществила свою мечту Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской (см. Комиссаржееской театр ) был открыт осенью 1904. В этот период Комиссаржевская выступает как ярчайшая выразительница передовых идей демократической интеллигенции. Она организует концерты, сборы с которых шли на нужды революционных кружков, на помощь студенческому движению, выступает на концертах с чтением революционных стихотворений ("Песнь о Соколе", "Песнь о Буревестнике" Горького). Постановка пьес Горького "Дачники" (1904) и "Дети солнца" (1905) на сцене руководимого Комиссаржевской театра стали общественно-политическими событиями. В исполнении Комиссаржевской ролей Варвары Михайловны
("Дачники"), Лизы ("Дети солнца"). Сони ("Дядя Ваня"), Нины Заречной, Ларисы; Негиной ("Таланты и поклонники") прозвучал протест против буржуазного общества, пошлости, обыденного существования, бескомпромиссное требование свободы. В крупнейшей работе этого периода — образе Норы — Комиссаржевская с большой художеств. убедительностью показала формирование характера мыслящей женщины, смело рвущей сети лжи. Видя несправедливость общественного уклада, лживость буржуазной морали, Комиссаржевская всем своим беспокойным и трепетным искусством звала к торжеству свободы и справедливости. В то же время актриса была не в силах противостоять мрачному натиску реакции. Драматургами её театра стали М. Метерлинк, С. Пшибышевский, Ф. К. Сологуб, режиссёром — В. Э. Мейерхольд, выступивший в то время с программой создания условного тра. Искусство Комиссаржевской тускнело, и только в отдельных ролях, когда искренний, живой талант актрисы преодолевал искусственные режиссёрские построения и Комиссаржевская возвращалась к присущему ей реализму, тонкой лирике, оно вновь проявлялось с прежней силой (Беатриса — "Сестра Беатриса" Метерлин-ка). Увлечение символизмом и стилизацией привело Комиссаржевскую и руководимый ею театр к творческому тупику. Бегство от правды жизни надломило актрису и отдалило её от прогрессивных кругов. Поняв несостоятельность и обречённость своих исканий, Комиссаржевская решила оставить театр. Комиссаржевская мечтала посвятить себя преобразованию театра через школу-студию, воспитывающую не только мастера-актёра, но и всесторонне развитого человека. Однако мечте её не суждено было осуществиться. Находясь на гастролях в Ташкенте, Комиссаржевская заболела чёрной оспой и умерла.
Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.4. М.,1965. С.158