МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Ильинский Игорь Владимирович
Годы жизни: 24.07.1901 - 17.04.1961
актер

Сайты по теме
Актеры советского кино
Госкино
Журнал Киноизм

В том же виде искусств
Бондарчук Сергей Федорович
Папанов Анатолий Дмитриевич
Басов Владимир Павлович
Шукшин Василий Макарович
Доронина Татьяна Васильевна

Современники
Стравинский Игорь Фёдорович
Горенко Анна Андреевна
Мельников Константин Степанович
Корин Павел Дмитриевич
Раневская Фаина Григорьевна

В той же профессии
Шаляпин Фёдор Иванович
Москвин Иван Михайлович
Фокин Михаил Михайлович
Саруханов Юрий Ильич
Ильинский Игорь Владимирович


Произведение
Церковь Воскресения
Церковь Воскресения "в Кадашах"


Персоналия
Максимова Екактерина Сергеевна
Максимова Екактерина Сергеевна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Ильинский И.В. в роли Фамусова. Горе от ума. Фотография.
Ильинский И.В. в роли Фамусова. Горе от ума. Фотография.

Ильинский —русский советский актёр. Народный артист СССР (1949). Впервые выступил на профессиональной сцене в 1918 в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (Старик — "Лисистрата" Аристофана). В 1918 И. — актёр Театра ХПСРО. Затем работал в ряде московских театров — оперетта, "Летучая мышь", МХАТ, Первый государственный театр для детей и др. Пробуя свои силы в различных жанрах Ильинский наибольших успехов добивается в комединых ролях: Селим ("Похищение из гарема"Моцарта), Антонио ("Женитьба Фигаро") и др. Уже в этот период обнаружилось огромное сценическое обаяние актёра, его большая эмоциональная заразительность, склонность к яркой комедийной форме, мастерство перевоплощения. В 1920 Ильинский поступил в Театр РСФСР 1-й, преобразованный впоследствии в Теар им. Мейерхольда, где работал до 1935. Его привлекли задача создания агитационно-политического театра, поиски новых революционных форм. Участвовал в спектакле "Зори" Верхарна (небольшая трагедийная роль фермера Гислена). В конструктивистском, биомеханическом спектакле "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922) играл роль ревнивца Брюно, сочетая в своём исполнении элементы лирики, драматизма, акробатики. Виртуозное мастерство актёра проявилось в исполнении роли Аркашки Счастливцева, насыщенном трюками и аттракционами ("Лес", 1924). Психологичичность и одновременно эксцентричность образ Расплюева создал Ильинский в "Свадьбе Кречинского". Важную роль в творчестве Ильинского сыграли его встречи с Маяковским, в произведении кторого раскрылся комедийно-сатирический талант актёра: в 1921 он исполнил роль растерянного Соглашателя в "Мистерии-Буфф", используя приёмы народного балагана, в 1929 создал обобщённый, гиперболизированный образ воинствующего обывателя, общественного паразита Присыпкина в "Клопе". В Театре Мейерхольда определились характерные для искусства Ильинского черты: смелость творческих поисков, понимание условной природы театра, высокая актёрская техника. Одновременно с работой в Театре Мейерхольда Ильинский выступал в спектаклях Московского драматического театра (с глубоким драматизмом играл Тихона — "Гроза", 1922), 1-й Студии МХАТа (Грумио — "Укрощение строптивой" Шекспира, 1923). С 1938 — в труппе Малого театра. Дебютировал в роли Хлестакова. Затем играл роли Загорецкого ролей свою близость реалистич. традициям "Дома Щепкина". В этот период сценического создания Ильинский, сохраняя остроту и смелость формы, приобретают большую жизненную глубину и цельность. В Малом театре Ильинский впервые выступил в роли современного положительного героя — председателя колхоза Чеснока ("В степях Украины" Корнейчука, 1941, Гос. пр. СССР, 1942). Затем сыграл роли матроса Шибаева ("Незабываемый 1919-й" Вишневского, 1950, Гос. пр. СССР, 1951) и профессора Картавииа ("Когда ломаются копья" Погодина, 1953). В творчестве Ильинского психологическая глубина реалистического искусства, высокое мастерство сценической речи соединяются порой с гротесковыми, иногда эксцентрическими приёмами. Образы Ильинского идейно-насыщенные, яркие и увлекательные по форме, проникнуты острым чувством современности. Большое место в репертуаре Ильинского занимают персонажи в пьесах Островского: Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Юсов. В Малом театре раскрылась новая сторона дарования Ильинского— склонность к тёплому и мягкому лиризму, задушевности, высокий драматизм. Выдающимся достижением Ильинского явилось исполнение роли Акима ("Власть тьмы", 1956). Глубоко правдивый во всех жизненных деталях образ простого крестьянина вырастает у Ильинского в эпическую фигуру страстного поборника правды и справедливости, символизирующую победу добра и света над властью тьмы. Аким Ильинского — одно из крупнейших созданий советской актёрской школы.Ильинский широко известен как один из лучших советских комедийных киноактёров (снимается с 1924). Несмотря на условность и эксцентричность его героев (Петелькин — "Закройщик из Торжка", Тапиока —"Процесс о трёх миллионах", Франц — "Праздник св. Иоргена"), Ильинский заставляет зрителя поверить в их достоверность и жизненность. Лучшие работы Ильинского в кино — обобщённо-сатирические образы бюрократов Бывалова (, 1938, Гос. пр. СССР, 1941) и Огурцова ("Карнавальная ночь", 1956).Склонность И. к лирике, драматизму, передаче глубоких человеческих чувств нашла своё отражение и в его концертной деятельности (как мастер художественного слова выступает с начала 20-х гг.). Особенно ярко эти качества проявились в исполнении рассказа Карла Ивановича из "Отрочества" Л. Толстого и "Старосветских помещиков" Гоголя. В эстрадном репертуаре Ильинский большое место занимают произведения Пушкина, Крылова, Щедрина, Чехова, Михалкова и др. И. использует в концертных выступлениях свою богатую мимику, выразит. жест, движение, достигает полного перевоплощения. Ильинский выступает на радио (Победоносиков — "Баня", 1951, и др.). Занимается режиссурой; постановка в Малом т-ре (совм. с В. И. Цыганковым): "Ярмарка тщеславия" по Теккерею (1958, ), "Любовь Яровая" (1960); "Честность" Софронова (1961).

Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.3. М., 1964. С.860









 



  (c) портал "Культура России"