МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Ломоносов Михаил Васильевич
Годы жизни: 1711г. - 1765г.
поэт

Сайты по теме
Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала
Библиотека Максима Мошкова
Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой
Интернет-библиотека Алексея Комарова
Древнерусская литература
Электронная библиотека Евгения Пескова

В том же виде искусств
Горенко Анна Андреевна
Пастернак Борис Леонидович
Маяковский Владимир Владимирович
Зощенко Михаил Михайлович
Есенин Сергей Александрович

Современники
Растрелли Франческо-Бартоломео
Чевакинский Савва Иванович
Ринальди Антонио
Ломоносов Михаил Васильевич

В той же профессии
Гиппиус Зинаида Николаевна
Брюсов Валерий Яковлевич
Волошин Максимилиан Александрович
Блок Александр Александрович
Горенко Анна Андреевна


Произведение
Митрополит Алексий
Митрополит Алексий


Персоналия
Алейников Петр Мартынович
Алейников Петр Мартынович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Ломоносов М.В.
Ломоносов М.В.

Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на Севере, в селе Денисовке, у Белого моря.
    У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл "вратами своей учености", он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. Тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в 1731 г.
в Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе — "малых ребят" — над "болваном лет в двадцать", который "пришел латине учиться", скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.
    В 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук "отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели". В эту группу попал и М.В. Ломоносов. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки. В 1741 г. он возвращается на родину и начинает работать в Академии наук. В 1745 г. М.В. Ломоносов становится профессором химии, академиком и ведет научную и литературную деятельность.
    М.В. Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета. Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания. Одновременно с работами в области точных наук, с занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики.
    В 1739 г. Ломоносовым была написана ода, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевал в них славу героев, величие, мощь России, славил героический характер русского человека.
    Прославляя военные триумфы России, поэт в то же время подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает "правдивый меч" лишь для того, чтобы водворить повсюду мир — "возлюбленную тишину". Восторженные похвалы науке — одна из основных тем ломоносовской поэзии. Стихотворные призывы Ломоносова к развитию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова "О пользе стекла" (1752).
    Научное восприятие мира, космоса раскрывается в двух "Размышлениях" Ломоносова. В "Утреннем размышлении" поэт описывает солнце, каким оно должно было бы предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:
    Тогда б со всех открылся стран
    Горящий вечно Океан.
    Там огненны валы стремятся
    И не находят берегов,
    Там вихри пламенны крутятся,
    Борющись множество веков;
    Там камни, как вода, кипят,
    Горящи там дожди шумят.
    "Несчетные солнца" неизмеримых пространств бесконечной Вселенной видит поэт, вглядываясь в усыпанное звездами небо:
    Открылась бездна звезд полна;
    Звездам числа нет, бездне — дна...
    Ломоносов чувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его "природное изобилие, красоту и силу". Однако эти возможности в руской литературе 1-й половины XVIII не были широко использованы. Литературным языком еще оставался церковнославянский язык, оторванный от живой, разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.
    Сблизить литературную и разговорную речь, обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка — на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.

Детская энциклопедия. Т 11. М., Педагогика. 1976. С. 78









 



  (c) портал "Культура России"