Мусоргский родилсяв селе Карево, ныне Куньинского районана Псковской обл. — композитор. Член объединения "Могучая кучка". Занимался композицией под рук. М. А. Балакирева. Автор опер, инструментальных и вокальных произведений Стремясь к реализму, Муссоргский особенно подчёркивал значение правдивого музыкального претворения интонаций речи. Новаторские находки Муссоргского
предвосхищали открытия композиторов 20 в. В центре творчества композитора — оперы (нар. муз. драмы)"Борис Годунов" (1868—69, 2-я ред. 1872) и "Хованщина" (1872—80, завершена И. А. Римским-Корсаковым). Продолжая традиции М. И. Глинки, Муссоргский ввёл в эти оперы развёрнутые танцевальные сцены, играющие важную драматургическую роль (полонез в "Борисе Годунове", "Пляска персидок" в "Хованщине" ). Нар.-танц. эпизоды есть также в опере Муссоргского "Сорочинская ярмарка" (1874—80, завершена Ц. А. Кюи). Симфоническая поэма Муссоргского "Ночь на Лысой горе" (1867) неоднократно получала хореографическое воплощение (1918, театр сада "Аквариум", балетмейстер А. А. Горский: 1924, Русский балет Дягилева, балетм. Б. Ф. Нижинская; 1943. "Балле тиэтр", балетмейстер Даргомыжского Лишин; 1934, под назв. "Чёрная магия", парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1951, Большой театр, балетмейстер Р. В. Захаров; 1984, Ансамбль нар. танца СССР, балетмейстер И. А. Моисеев). На музыку Муссоргского ставились балеты: "Картинки с выставки" (1928, Гаага, балетмейстер Г. Хесс; 1944, "Балле интернасьональ", США, балетм. Нижинская; 1947, Вена, балетм. Э. Ханка; 1963, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер Ф. В. Лопухов); "Видения" на сб. муз. (1945, Стокгольм, балетмейстер Ю. Алго); "Сорочинская ярмарка"(в аранжировке Н. Н. Черепнина; 1943, труппа "Балле тиэтр", "Метрополитен-опера", балетмейстер Лишив). Л. В. Якобсоном поставлен миниатюра "Баба-яга" на музыку пьесы из "Картинок с выставке" (1965).
Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.