МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Чайковский Петр Ильич
Годы жизни: 1840г. - 1893г.
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович
Чайковский Петр Ильич
Римский-Корсаков Николай Андреевич

Современники
Мочалов Павел Степанович
Айвазовский Иван Константинович
Толстой Лев Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Ге Николай Николаевич

В той же профессии
Чайковский Петр Ильич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Лядов Анатолий Константинович
Глазунов Александр Константинович
Рахманинов Сергей Васильевич


Произведение
Пиковая дама
Пиковая дама


Персоналия
Казаков Матвей Федорович
Казаков Матвей Федорович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Чайковский П.И.
Чайковский П.И.

Чайковский вырос в очень культурной семье. Отец его, талантливый горный инженер, в сороковые годы работал на Урале, где и прошло раннее детство будущего автора "Евгения Онегина". Впоследствии отец Чайковского был директором Технологического института в Петербурге.
    Музыка рано вошла в жизнь Чайковского. Он учился фортепьянной игре, слушал немногочисленных пианистов-любителей, посещавших семью Чайковских. Большое впечатление произвел на мальчика моцартовский "Дон Жуан", отрывки из этой оперы он слушал в исполнении небольшого механического
музыкального инструмента-оркестрины. На Урале Чайковскому часто приходилось слышать народные русские песни, и любовь к ним он сохранил на всю жизнь.
    Десятилетним мальчиком Чайковский поступил в Петербургское училище правоведения - учебное заведение, готовившее юристов. С этого времени расширяется круг музыкальных впечатлений Чайковского. Он посещает оперный театр и концерты. Первая услышанная им опера - "Иван Сусанин". Уже в зрелом возрасте Чайковский сказал однажды, что "ему особенно дорога первая опера Глинки, ибо он слышал ее в счастливые годы своей юности". "Иван Сусанин" навсегда остался одной из любимейших опер Чайковского. В училище правоведения продолжались занятия фортепьянной игрой. Чайковский брал уроки у лучших петербургских педагогов и стал неплохим пианистом. Но он еще был далек от мысли посвятить свою жизнь искусству.
    Окончив училище девятнадцатилетним юношей, Чайковский поступил на службу в департамент юстиции. Службой он интересовался мало, больше занимали его театр, концерты, посещения знакомых. В начале шестидесятых годов Чайковский решает стать музыкантом-профессионалом, композитором. Он оставляет службу, поступает в музыкальные классы, вскоре преобразованные в консерваторию. Живя на грошовые заработки - уроки музыки, аккомпанемент - он занимается под руководством А. Г. Рубинштейна с огромным трудолюбием, которое навсегда осталось коренным его свойством.
    В 1865 году Чайковский окончил Петербургскую консерваторию и вскоре переехал в Москву, где стал профессором только что открытой Московской консерватории. В 1877 году после тяжелого заболевания Чайковский покидает консерваторию. Начиная с этого времени, он занимается только творческим трудом. Несколько лет Чайковский проводит в скитаниях. Он живет то за границей, то на родине, часто гостит на Украине в имении своих родственников. С середины восьмидесятых годов Чайковский живет главным образом в России, в Москве и под Москвой: недалеко от Клина (во Фроловском, в Майданове) и в Клину. В последнем жилище Чайковского, в Клину, создан музей, в котором сохраняются в неприкосновенности комнаты композитора. Здесь собраны его рукописи, ведется работа по изучению его творчества.
    Очень скоро Чайковский приобретает мировую славу, его произведения исполняются в России и за рубежом. Часто он сам дирижирует своими сочинениями на родине, в разных странах Европы и в Америке.
    Чайковский ушел из жизни в возрасте пятидесяти трех лет. Умер он внезапно, в расцвете творческих сил. Всего за несколько месяцев до смерти он написал величайшее из своих симфонических сочинений - шестую симфонию. Чайковский - наиболее многогранный из всех русских композиторов. Его творческое наследие не только обильно, но и чрезвычайно разнообразно. Чайковский писал оперы и балеты, симфонические произведения и камерные ансамбли, романсы, фортепьянные и скрипичные пьесы. Во всех жанрах он создал произведения, любимые всем миром. Достаточно назвать несколько сочинений - скрипичный концерт, первый фортепьянный концерт, трио "Памяти великого артиста", романсы "Хотел бы в единое слово" и "Ночь" ("Отчего я люблю тебя, светлая ночь"), цикл фортепьянных миниатюр "Времена года" (среди них "На тройке" и "Осенняя песня"), симфонические фантазии "Ромео и Джульетта" и "Франческа да Римини", четвертая и шестая симфонии, балеты "Щелкунчик" и "Лебединое озеро", оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама".
    В одном из писем Чайковский говорит, что хотел бы написать оперу "с сюжетом характера интимного, где бы раздолье было для лирических излияний". Действительно, в своем оперном творчестве Чайковский прежде всего лирик; его влечет глубокое раскрытие сложного душевного мира человека. Страстные порывы, жадное стремление к счастью, трагические столкновения с мрачной действительностью - таково чаще всего содержание опер Чайковского. Своему ученику и другу С. И. Танееву Чайковский писал: "Я всегда стремился выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие, живые люди, чувствующие так же, как и я". В своих письмах он говорит об этом не раз, всегда горячо и убежденно. "Я охотно примусь за всякую оперу, - писал Чайковский Танееву, - где, хотя и без сильных и неожиданных эффектов, есть существа, подобные мне, испытывающие ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые. Ощущений египетской принцессы, фараона, какого-то бешеного нубийца я не знаю, не понимаю. Какой-то инстинкт подсказывает мне, что эти люди должны были чувствовать, двигаться, говорить, а следовательно, и выражать свои чувства совсем как-то особенно - не так, как мы". Эти мысли Чайковского высказаны им в зрелые годы. Не сразу пришел Чайковский к такому пониманию задач оперного творчества. В первых трех операх ("Воевода", "Ундина", "Опричник") он не нашел еще своего вполне индивидуального пути оперного композитора."Воеводу" Чайковский считал "очень плохой оперой". В письме, в котором Чайковский дает столь суровую оценку своему оперному первенцу, он критически отзывается и о следующих операх -"Ундине", которую он сжег, и "Опричнике". И тут же Чайковский говорит: "Необходимо пройти через ряд неудавшихся опытов, чтобы дойти до возможной степени совершенства, и я нисколько не стыжусь своих оперных неудач. Они послужили мне полезными уроками и указаниями". Прежде всего он убедился, что ни один из выбранных им сюжетов не соответствовал полностью особенностям его творческой натуры. Действительно, близкий ему сюжет Чайковский нашел лишь в "Евгении Онегине" (1877—1878). Из рассказа Чайковского известно, как возникла мысль написать оперу по бессмертному пушкинскому роману. В мае 1877 года Петр Ильич писал своему брату М. И. Чайковскому: "На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для опер... Лизавета Андреевна... вдруг сказала: "А что бы взять "Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина.

Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.138






Евгений Онегин
Лебединое озеро
Щелкунчик
Мазепа
Иоланта
Иван Грозный




 



  (c) портал "Культура России"