МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Чайковский Петр Ильич
Годы жизни: 1840г. - 1893г.
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Рахманинов Сергей Васильевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Стравинский Игорь Фёдорович
Вертинский Александр Николаевич
Прокофьев Сергей Сергеевич

Современники
Мочалов Павел Степанович
Айвазовский Иван Константинович
Толстой Лев Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Ге Николай Николаевич

В той же профессии
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович
Чайковский Петр Ильич
Римский-Корсаков Николай Андреевич


Произведение
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля


Персоналия
Серов Александр Николаевич
Серов Александр Николаевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Чайковский П.И.
Чайковский П.И.

Чайковский вырос в очень культурной семье. Отец его, талантливый горный инженер, в сороковые годы работал на Урале, где и прошло раннее детство будущего автора "Евгения Онегина". Впоследствии отец Чайковского был директором Технологического института в Петербурге.
    Музыка рано вошла в жизнь Чайковского. Он учился фортепьянной игре, слушал немногочисленных пианистов-любителей, посещавших семью Чайковских. Большое впечатление произвел на мальчика моцартовский "Дон Жуан", отрывки из этой оперы он слушал в исполнении небольшого механического
музыкального инструмента-оркестрины. На Урале Чайковскому часто приходилось слышать народные русские песни, и любовь к ним он сохранил на всю жизнь.
    Десятилетним мальчиком Чайковский поступил в Петербургское училище правоведения - учебное заведение, готовившее юристов. С этого времени расширяется круг музыкальных впечатлений Чайковского. Он посещает оперный театр и концерты. Первая услышанная им опера - "Иван Сусанин". Уже в зрелом возрасте Чайковский сказал однажды, что "ему особенно дорога первая опера Глинки, ибо он слышал ее в счастливые годы своей юности". "Иван Сусанин" навсегда остался одной из любимейших опер Чайковского. В училище правоведения продолжались занятия фортепьянной игрой. Чайковский брал уроки у лучших петербургских педагогов и стал неплохим пианистом. Но он еще был далек от мысли посвятить свою жизнь искусству.
    Окончив училище девятнадцатилетним юношей, Чайковский поступил на службу в департамент юстиции. Службой он интересовался мало, больше занимали его театр, концерты, посещения знакомых. В начале шестидесятых годов Чайковский решает стать музыкантом-профессионалом, композитором. Он оставляет службу, поступает в музыкальные классы, вскоре преобразованные в консерваторию. Живя на грошовые заработки - уроки музыки, аккомпанемент - он занимается под руководством А. Г. Рубинштейна с огромным трудолюбием, которое навсегда осталось коренным его свойством.
    В 1865 году Чайковский окончил Петербургскую консерваторию и вскоре переехал в Москву, где стал профессором только что открытой Московской консерватории. В 1877 году после тяжелого заболевания Чайковский покидает консерваторию. Начиная с этого времени, он занимается только творческим трудом. Несколько лет Чайковский проводит в скитаниях. Он живет то за границей, то на родине, часто гостит на Украине в имении своих родственников. С середины восьмидесятых годов Чайковский живет главным образом в России, в Москве и под Москвой: недалеко от Клина (во Фроловском, в Майданове) и в Клину. В последнем жилище Чайковского, в Клину, создан музей, в котором сохраняются в неприкосновенности комнаты композитора. Здесь собраны его рукописи, ведется работа по изучению его творчества.
    Очень скоро Чайковский приобретает мировую славу, его произведения исполняются в России и за рубежом. Часто он сам дирижирует своими сочинениями на родине, в разных странах Европы и в Америке.
    Чайковский ушел из жизни в возрасте пятидесяти трех лет. Умер он внезапно, в расцвете творческих сил. Всего за несколько месяцев до смерти он написал величайшее из своих симфонических сочинений - шестую симфонию. Чайковский - наиболее многогранный из всех русских композиторов. Его творческое наследие не только обильно, но и чрезвычайно разнообразно. Чайковский писал оперы и балеты, симфонические произведения и камерные ансамбли, романсы, фортепьянные и скрипичные пьесы. Во всех жанрах он создал произведения, любимые всем миром. Достаточно назвать несколько сочинений - скрипичный концерт, первый фортепьянный концерт, трио "Памяти великого артиста", романсы "Хотел бы в единое слово" и "Ночь" ("Отчего я люблю тебя, светлая ночь"), цикл фортепьянных миниатюр "Времена года" (среди них "На тройке" и "Осенняя песня"), симфонические фантазии "Ромео и Джульетта" и "Франческа да Римини", четвертая и шестая симфонии, балеты "Щелкунчик" и "Лебединое озеро", оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама".
    В одном из писем Чайковский говорит, что хотел бы написать оперу "с сюжетом характера интимного, где бы раздолье было для лирических излияний". Действительно, в своем оперном творчестве Чайковский прежде всего лирик; его влечет глубокое раскрытие сложного душевного мира человека. Страстные порывы, жадное стремление к счастью, трагические столкновения с мрачной действительностью - таково чаще всего содержание опер Чайковского. Своему ученику и другу С. И. Танееву Чайковский писал: "Я всегда стремился выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие, живые люди, чувствующие так же, как и я". В своих письмах он говорит об этом не раз, всегда горячо и убежденно. "Я охотно примусь за всякую оперу, - писал Чайковский Танееву, - где, хотя и без сильных и неожиданных эффектов, есть существа, подобные мне, испытывающие ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые. Ощущений египетской принцессы, фараона, какого-то бешеного нубийца я не знаю, не понимаю. Какой-то инстинкт подсказывает мне, что эти люди должны были чувствовать, двигаться, говорить, а следовательно, и выражать свои чувства совсем как-то особенно - не так, как мы". Эти мысли Чайковского высказаны им в зрелые годы. Не сразу пришел Чайковский к такому пониманию задач оперного творчества. В первых трех операх ("Воевода", "Ундина", "Опричник") он не нашел еще своего вполне индивидуального пути оперного композитора."Воеводу" Чайковский считал "очень плохой оперой". В письме, в котором Чайковский дает столь суровую оценку своему оперному первенцу, он критически отзывается и о следующих операх -"Ундине", которую он сжег, и "Опричнике". И тут же Чайковский говорит: "Необходимо пройти через ряд неудавшихся опытов, чтобы дойти до возможной степени совершенства, и я нисколько не стыжусь своих оперных неудач. Они послужили мне полезными уроками и указаниями". Прежде всего он убедился, что ни один из выбранных им сюжетов не соответствовал полностью особенностям его творческой натуры. Действительно, близкий ему сюжет Чайковский нашел лишь в "Евгении Онегине" (1877—1878). Из рассказа Чайковского известно, как возникла мысль написать оперу по бессмертному пушкинскому роману. В мае 1877 года Петр Ильич писал своему брату М. И. Чайковскому: "На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для опер... Лизавета Андреевна... вдруг сказала: "А что бы взять "Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина.

Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.138






Евгений Онегин
Лебединое озеро
Щелкунчик
Мазепа
Иоланта
Иван Грозный




 



  (c) портал "Культура России"