Пейзажист. Живописец и рисовальщик. Родился в Москве в семье небогатого торговца. По окончании начальной школы поступил в московское Училище живописи и ваяния (1844), где его педагогом стал пейзажист К.И. Рабус. В 1850 году за пейзажи "Вид Кремля при лунном освещении" и "Камень в лесу у "Разлива"" ("Вид в имении И.Д. Лужина", ГТГ) Саврасов получил звание не классного художника, но продолжал занятия. Первой значительной картиной, привлекшей к нему внимание, был "Вид на Кремль в ненастную погоду" (1851, ГТГ), показанный на выставке в Училище. Приверженность романтической традиции пейзажного жанра, заметная в первых работах Саврасова, была довольно быстро преодолена. О молодом художнике заговорили как о самобытном мастере, просто, непосредственно и глубоко лирично воспринимавшем природу. Типичен пейзаж "Степь днем" (1852, ГРМ), писанный на Украине. Избрав сюжетным мотивом "неживописную", равнинную местность, художник стремился освободиться от темного колорита своих первых работ и передать реальные тона освещенной солнцем степи. За картины "Вид в Ораниенбауме" (1854, ГТГ) и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" Саврасов получил звание академика. Вскоре в связи со смертью Рабуса он был приглашен руководить пейзажным классом московского Училища живописи и ваяния (1857) и много лет совмещал творческие занятия с педагогической работой. В эти годы создано одно из лучших произведений мастера - "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859, Музей Латв. ССР), отмеченный большими достижениями в передаче цвета, света и воздуха. В 1861 году Саврасов вступил во вновь организованное Московское общество любителей художеств и на средства последнего был послан в Западную Европу для знакомства с современным искусством (1862). Долее всего он работал в Швейцарии. Ездил за границу и позже, в связи с открытием Всемирной выставки в Париже (1867). В 1860-е годы Саврасов впервые обратился к изображению русской деревни. Щемящей грустью, столь нередкой в деревенских пейзажах шестидесятников, проникнута картина "Плоты" (1868, Харьковский музей). изображенной местности, подчеркнутая правдивость деталей (яма с водой и брошенными досками на первом плане) сочетаются в этом произведении со строгой построенностью композиции, с ощущением величия и непреходящей ценности природы в духовной жизни человека. Заняв в 1860-е годы ведущее место в пейзажной живописи, расцвета своего таланта Саврасов достиг в следующем десятилетии, Важнейшими событиями его жизни было участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок и близкое знакомство с природой Поволжья, отраженной во многих его произведениях. Помимо прославленной картины "Грачи прилетели" (1871, ГТГ) и не менее высокого по идейно-художественному уровню "Проселка" (1873, ГТГ) в 1870-е годы написаны пейзажи: "Лунная ночь. Болото" (1870, Серпуховской музей), "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" (1871, Горьковский музей), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ), "Радуга" (1875, ГРМ), "Иней" (Воронежский музей) и др. Живопись Саврасова приобрела тонкую нюансировку и богатство цвета, разнообразие приемов наложения красок. Успешно продолжалась и педагогическая работа художника, сблизившая его с В. Г. Перовым. Но на рубеже 1870-1880-х годов в жизни и деятельности мастера наступил перелом. Недостаточность средств, разногласия с начальством, нелады и разрыв с семьей привели Саврасова в состояние глубокой депрессии. Он искал утешения в вине, талант его пошел на убыль. В 1882 году ему пришлось расстаться с Училищем. Но в последующие пятнадцать лет в потоке поверхностных произведений, исполнявшихся для заработка, появлялись и прекрасные рисунки и серьезные картины. К таким работам принадлежат "Рожь" (1881, ГТГ), "Ранняя весна" (1890-е гг., ГРМ), "Весна. Огороды" (1893, Пермская галерея). Значение Саврасова в становлении русского реалистического пейзажа велико. После смерти художника его ученик И.И. Левитан писал о нем: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов. (...) С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…".
Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX века. М., Искусство. 1984. С.3