МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Истомина Авдотья Ильинична
Годы жизни: 1799г. - 1848г.
танцор

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Гарин Эраст Павлович
Уланова Галина Сергеевна
Гердт Зиновий Ефимович
Плисецкая Майя Михайловна
Ефремов Олег Николаевич

Современники
Монферран Огюст
Алябьев Александр Александрович
Тон Константин Андреевич
Бруни Федор Антонович
Истомина Авдотья Ильинична

В той же профессии
Истомина Авдотья Ильинична
Преображенская Ольга Иосифовна
Ваганова Агриппина Яковлевна
Григорович Юрий Николаевич


Произведение
Обручение в монастыре
Обручение в монастыре


Персоналия
Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Истомина А.И. В роли Флоры. Миниатюра неизвестного художника
Истомина А.И. В роли Флоры. Миниатюра неизвестного художника

Выдающейся танцовщицей актрисой пушкинской эпохи, ученицей и сподвижницей Дидло, была Авдотья Ильинична Истомина. В ее искусстве отразились зрелые навыки классицизма и предвестья восходящего романтизма. Стройная черноглазая красавица, по словам историка, "имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях; пируэты ее и элевация были изумительны". Дидло выделял Истомину среди своих учениц, и, когда она в 1816 году окончила школу, дал ей роль главной героини на премьере балета /*КЛЮЧ="истомина_аи_ацис_и_галатея" ОБЪЕКТ="П" !:"Ацис и Галатея".*/ Морская нимфа Галатея любила пастушка Ациса, роль которого исполняла Новицкая. Но одноглазый циклоп Полифем мешал соединению влюбленных, желая завладеть Галатеей. По ходу действия юная Истомина должна была передавать в пантомиме гамму разнообразных чувств: нежность в диалогах с возлюбленным, робость и боязливое лукавство в сценах с Полифемом, месть которого она пыталась предотвратить. Чувство наполняло и ее танец, то веселый и резвый, то задумчиво томный.Особое место в творчестве Истоминой занял образ богини цветов Флоры. Кроме этой центральной партии, она воплотила в "Зефире и Флоре" Дидло два разных женских характера- доверчивой нимфы Аглаи и другой нимфы - быстроногой неуступчивой Аминты. Однако именно смена переживаний Флоры, богатство оттенков в передаче ее характера, наконец, ее невиданно сложный танец, открывший новые возможности перед балетным искусством, прославили молодую актрису. Среди рукописей Пушкина сохранился план романа "Две танцовщицы":одной из героинь должна была быть Истомина, танцующая в 1819 году балет Дидло. Виртуозность танца Истоминой, быть может как раз в "Зефире и Флоре", где она танцевала соло, окруженная "толпою нимф", увековечил Пушкин в первой главе /*КЛЮЧ="истомина_аи_евгений_онегин" ОБЪЕКТ="П" !:"Евгения Онегина"*/:
    Блистательна, полувоздушна,
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина; она
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет
    И быстрой ножкой ножку бьет.
    "Кто не помнит поэтических стихов в "Онегине", посвященных описанию танцующей Истоминой?" - писал В. Г. Белинский. Стихи эти и сейчас помнят все, а наизусть знают многие. Для практиков и теоретиков балета стихи содержат настоящий клад сведений, потому что портрет танцующей Истоминой, нарисованный Пушкиным, отличается реалистической точностью деталей. Танец изображен чрезвычайно конкретно.Поэтические фразы: "одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит", "то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет" наглядно воспроизводят танцевальные движения rond de jambe, renversee, battement battu. Это позволяет судить о высоком уровне развития выразительных средств хореографии той эпохи.
    Балетный театр раньше драматического начал освобождаться от суровых правил классицизма, тяготея к естественности чувств и свободному их проявлению. Истоминой довелось раскрыть свои незаурядные способности пантомимной актрисы как в комедийных, так и в трагических ролях нового балетного репертуара.
    Характеризуя ее комедийный дар, современный критик писал, что Истомина "танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц". Эти качества актерской индивидуальности Истоминой проявились особенно живо, когда Дидло поручил ей роль Лизы в своей постановке известной балетной комедии "Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность" (1821). Лизе приходится хитрить, отстаивая свое право выбрать жениха по сердцу, вместо богатого простофили, которого мамаша прочит ей в мужья. И Лиза Истоминой вела себя так, будто проказы внезапно приходили ей на ум, определяя ход действия и ведя его за собой.
    С такой же импровизационной свежестью передавала Истомина чувства и поступки многих своих героинь из комических балетов Дидло. То были испанка Сусанна в балете "Дон Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец" и другая Сусанна, уже итальянка, в балете "Альмавива и Розина, или Обманутый опекун". В балете "Пажи герцога Вандомского" Елиза Истоминой варьировала в обстановке богатого замка хитроумные проделки деревенской простушки Лизы из "Тщетной предосторожности".Одной из лучших комических ролей, сыгранных Истоминой, была роль графини Альберт из волшебно-комического балета Дидло "Сатана со всем прибором, или Урок чародея". Капризную и взбалмошную графиню волшебник в наказание менял местами с женой башмачника. Это давало талантливой актрисе повод показать, как удивление, вспышки ярости, испуг своенравной графини, очутившейся в убогой хижине башмачника, уступали отчаянию и как постепенно она превращалась в кроткую, послушную женщину.
    Комедийный репертуар Истоминой не ограничивался балетными ролями. С неизменным успехом она играла танцовщицу Зефиретту в водевиле А. А. Шаховского /*КЛЮЧ="истомина_аи_феникс_или_утро_журналиста" ОБЪЕКТ="П" !:"Феникс, или Утро журналиста"*/. Правда, рецензент, восхищаясь ее танцем, сетовал на то, что "ноги повинуются ей лучше языка". Она исполняла сразу четыре роли в водевиле "Путешествующая танцовщица, или Три сестры невесты".Славой замечательной актрисы пользовалась Истомина как исполнительница главных героинь в балетной драме и трагедии.В популярном на рубеже XVIII-XIX веков балете *КЛЮЧ="истомина_аи_дезертир" ОБЪЕКТ="П" !:"Дезертир"*/ она исполняла роль деревенской девушки Луизы.Ее отважная героиня переодевалась в мужское платье, чтобы проникнуть в тюрьму, куда заключили ее жениха. Путем подвигов, которые Истомина окрашивала свойственным ей обаянием, Луиза спасала возлюбленного от казни. В балете "Калиф Багдадский, или Приключения молодости ГарунаальРашида" героиня Истоминой-Зетюльба восхищала зрителей обликом восточной красавицы, стойко сражавшейся за свою любовь. Значительное место в репертуаре Истоминой занимали героини балетных сказок, такие, как обольстительная фея Альцина, соблазнявшая героя в балете "Роланд и Моргана", или Изора, насильно отданная замуж за жестокого сеньора Рауля в балете "Рауль Синяя Борода".Кроме нежных лирических красок, в актерской палитре Истоминой были краски сгущенного трагизма. В балете "Инеса де Кастро, или Таный брак" она блистательно проводила финальную сцену гибели Инесы, отравленной по приказу королевы. Она вызывала слезы зрителей, играя Евхарису, которую должны были принести в жертву на алтаре (балет "Евтимий и Евхариса, или Побежденная тень Либаса"), расцвечивала психологическими оттенками роль Арианны в балете "Тезей и Арианна" и Коры в пантомимном балете "Кора и Алонзо, или Дева Солнца".Истоминой довелось стать одной из первых танцовщиц, воплотивших на русской сцене образы, овеянные духом романтизма. Она исполнила главные роли в двух балетах на сюжеты пушкинских романтических поэм - черкешенки Кзелкайи в балете "Кавказский пленник, или Тень невесты" и княжны Людмилы в балете Глушковского /*КЛЮЧ="истомина_аи_руслан_и_людмила" ОБЪЕКТ="П" !:"Руслан и Людмила*/, или Низвержение Черномора, злого волшебника", перенесенном Дидло из Москвы. Самоотверженный характер Черкешенки, невинная прелесть Людмилы требовали глубокой и разнообразной мимической ыразительности. Уже вступившая в пору творческой зрелости актриса сделала роль Черкешенки вершиной своего обширного репертуара.
    Одной из последних ролей Истоминой стала роль Сумбеки в балете "Сумбека, или Покорение Казанского царства". Роль была исключительно пантомимной, о чем свидетельствует список костюмов Истоминой, где значатся всевозможные "шубы", то есть восточные халаты, в которых нельзя было танцевать. Но сила ее игры покоряла зрителей, а в критических высказываниях о балете выделялись слова о "прекрасном челе г-жи Истоминой в короне Казанской царицы".Последнее выступление Истоминой состоялось 20 января 1836 года, когда она исполнила русскую пляску в дивертисменте на сцене Александрийского театра.

Красовская В. История русского балета. С.45









 



  (c) портал "Культура России"