МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Мухина Вера Игнатьевна
Годы жизни: 1889г. - 1953г.
скульптор

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Шишкин Иван Иванович
Перов Василий Григорьевич
Репин Илья Ефимович
Васнецов Виктор Михайлович
Суриков Василий Иванович

Современники
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Стравинский Игорь Фёдорович
Вертинский Александр Николаевич
Горенко Анна Андреевна
Прокофьев Сергей Сергеевич

В той же профессии


Произведение
Театральная улица
Театральная улица


Персоналия
Шукшин Василий Макарович
Шукшин Василий Макарович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Вера Игнатьевна Мухина снискала всеобщее признательние не только в России, но и в мировом искусстве. Знаменитая ее скульптурная композиция "Рабочий и колхозница", демонстрировавшаяся в советском павильоне на Международной выставке в Париже в 1937 году, стала символом величия нашей Родины. В книге отзывов выставки великий Ромен Роллан написал: "На берегу Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе".
    Вот основные биографические данные художника. Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге, в семье богатого купца. Однако в школе, еще ребенком, она переезжает в Крым, учится в Феодосийской гимназии. В 1903 году семья Мухиных переезжает в Курск. Рано проявила будущая художница страсть к рисунку, акварельным краскам. Отец Веры, Игнатий Кузьмич, поощрял свою дочь в занятиях изобразительным искусством. Он нанял преподавателя, который учил девочку работать карандашом, углем и акварельными красками. В 1910 году Мухина поступает в художественную школу К. Ф. Юона, где проучилась один год. Юон требовал от своих учеников упорной работы над рисунком, формой проникновения в душевное чувство модели. Вскоре, однако, Мухина перешла в мастерскую И. И. Машкова. Она уверовала, что у этого художника получит более обширные знания в области декоративного искусства, широкого, более масштабного подхода к жизненным zвлениям современности. Уже здесь Мухина проявляет себя приверженцем пластических форм, строго выстроенных в пространстве.
    В 1912 году Мухина уезжает в Париж, самозабвенно изучает произведения искусства импрессионистов, сокровища Лувра и учится в мастерской знаменитого скульптора той эпохи Э. А. Бурделя. Она увлеклась новациями этого выдающегося мастера пластического искусства, обучавшего своих питомцев конструктивным методам подхода к жизненным явлениям. Учась в Бурделя, Мухина отрешилась от многих застарелых догм и поняла, что ее призвание — монументальное искусство. В Париже ею был создан ряд произведений, в которых она осуществляет свою мечту о новых пластических формах. Это проявляется, пусть робко, но отчетливо в ее работах "Сидящий мальчик" (1912), "Сидящая фигура" (1913), "Несущий камень" (1916).
    В 1914 году скульптор возвращается в Россию и продолжает свою творческую деятельность. После Октябрьской революции Мухина принимает активное участие в осуществлении плана монументальной пропаганды. Она создает ряд эскизных проектов памятников освобожденному труду, участвует в оформлении спектаклей камерного театра Таирова, принимает участие в создании проектов рабочей одежды. В то же время она работала также и по художественному стеклу, занималась графикой, игрушками. Но главным все же остается скульптура.
    В 20-х годах В. И. Мухина создает ряд скульптурных произведений, в которых воплощена красота женского лица современной женщины. Она лепит с натуры здоровых сильных людей, в которых воплощены мужественные черты русской женщины. Это стало как бы подготовительной работой к последующему раскрытию образа колхозницы, представленной на знаменитой ее композиции "Рабочий и колхозница". В 30-х годах в жизни скульптора появляются новые творческие открытия. Она ищет новые пути слияния скульптуры с архитектурой и этим как бы возвышает свое призвание в создании искусства широкого масштаба и жизненной правды. Так, скульптор выступает с идеей создания для Москвы огромного "Фонтана национальностей", в котором будут представлены стройные фигуры молодых женщин разных национальностей. В их руках кувшины с водой. Первые из них склонены к источнику, а остальные, постепенно выпрямляясь, возносят сосуды над головой. По замыслу художника, эта движущаяся группа как бы олицетворяла собою дружбу и гармоническое единство народов страны. И хотя этот замысел художника не был осуществлен — на этом месте была сооружена станция метро "Кропоткинская" — замысел скульптора остался знаменательной вехой в истории отечественного искусства.
    Считая, что осуществлять свои художественные замыслы нужно на конкретном, живом материале, В.И.Мухина обращается к жанру портрета, но и в портрете она раскрывает индивидуальный образ человека и дает художественное обобщение, раскрывая типичные стороны человека нашей бурной современной эпохи.
    Такими являются портреты близких ей людей А. А. Замкова и С. А. Замкова. А в 1940 году появляются портреты летчика В. К. Коккинаки, хирурга С. С. Юдина и инженера П. Н. Львова.
    Наиболее полное и монументальное звучание обрело искусство Мухиной в годы Великой Отечественной войны. Своими скромными силами художник помогала нашему народу выстоять против нашествия врага и своим напряженным, победоносным наступлением сокрушить его. При этом В. И. Мухина утверждала: "Искусство призвано не только отражать жизнь и радовать людей, оно должно зажигать их и поднимать на битву, на все великое, мудрое, прекрасное".
    Как известно, в 1942 году Мухина создала три скульптурных портрета: полковника Б. А. Юсупова, И. Л. Хижняка и "Партизанка". Эти первые военные произведения скульптора характеризовали не только внутренний мир отважных защитников Родины, но, вместе с тем, давали обобщенный образ героев. "Волна небывалой войны, — говорила Мухина, выплеснула из недр народа таких героев, изобразить которых художник может считать честью для себя". В годы Отечественной войны В. И. Мухина создала ряд скульптурных портретов гражданских лиц, вошедших в историю нашей страны. 1941-ым годом датирован скульптурный портрет знаменитой русской балерины Галины Улановой. В 1942—1943 годах был создан портрет хирурга Н. Н. Бурденко. Скульптору удалось выявить знаменательные черты этого выдающегося врача, сыгравшего заметную роль в спасении многих раненых бойцов. Из глубины усталых от напряжения глаз на вас смотрит человек, переживший тяжелую годину войны. В 1945 году Мухина создает портрет выдающегося кораблестроителя А.Н. Крылова. Математик и инженер — образ обаятельного талантливого человека, наделенного глубокой мыслью и силой духа. Долгие годы после войны еще из памяти художника не выходили события военных лет. В 1947 году Мухина работает над портретами дважды Героев Советского Союза Н. Г. Столярова и А. В. Ворожейкина. Как известно, Мухина много и плодотворно трудилась над применением в пластическом искусстве самых разнообразных материалов. Она с такой же страстностью увлекалась деревом и стеклом, изыскивая новые формы пластического выражения своих идей.
    Так в 1947 году на выставке в Государственном Русском музее она показала портрет ученого Н. Н. Качалова, отлитый из матово-голубого стекла. Наряду с портретами В. И. Мухина продолжает работать над созданием новых памятников. Так, в Нижнем Новгороде и Москве в 1951—1952 годах сооружается памятник А. М. Горькому, а затем (уже после кончины скульптора), в 1953 г. в Москве по ее проекту устанавливается памятник П. И. Чайковскому.
    Так случилось, что автор этих строк имел возможность неоднократно встречаться по работе с Верой Игнатьевной. Жила она в то время в небольшом доме, расположенном в районе Красных Ворот. Дом этот позднее был снесен, а на его месте вскоре был воздвигнут большой высотный дом. Я имел возможность видеть, с какой настойчивостью и трудолюбием вел свой творческий поиск этот недюжинного таланта человек. Жадная к работе, строгая в обращении,—с товарищами по искусству она находила ласковые, добрые, сочувственные слова для молодых художников. отдававших свою душевную страсть искусству жизненной правды.
    Позднее для Мухиной была сооружена большая мастерская в сквере на Кропоткинской улице. К 100-летию со дня рождения скульптора в 1989 г. там же был открыт памятник В. И. Мухиной, автором проекта которого был народный художник СССР М. Аникушин и архитектор С.Хаджибаронов.

Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.175









 



  (c) портал "Культура России"