МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Рублев Андрей
Годы жизни: 1370г. - 1430г.
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Шишкин Иван Иванович
Перов Василий Григорьевич
Репин Илья Ефимович
Васнецов Виктор Михайлович
Суриков Василий Иванович

Современники
Рублев Андрей

В той же профессии
Ге Николай Николаевич
Шишкин Иван Иванович
Перов Василий Григорьевич
Репин Илья Ефимович
Васнецов Виктор Михайлович


Произведение
Георгий
Георгий


Персоналия
Щуко Владимир Алексеевич
Щуко Владимир Алексеевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Сошествие св. Духа. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве
Сошествие св. Духа. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве

Уже у современников Андрей Рублев пользовался огромным почитанием, а позднее его имя окружили легендами. Немногочисленные факты, встречающиеся в летописях и литературных трудах современных художнику авторов, позволяют предположить, что великий мастер родился около 1370 года. Еще в молодости он постригся в монахи и многие годы провел в Троице-Сергиевой лавре. Здесь он изучал философские труды передовых мыслителей своего времени — основателя монастыря Сергия и его учеников, имел возможность непосредственно общаться с ними.
    В память Сергия Радонежского, одного из идейных вдохновителей Куликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских князей в борьбе с татарами, создал Рублев знаменитую "Троицу". Икона находилась в Троицком соборе, построенном в 1411 году.
    К этому времени Рублев был уже прославленным мастером. В 1405 году он участвует с Феофаном Греком и "старцем Прохором с Городца" в убранстве Благовещенского собора в Москве. В храме сохранились только два яруса иконостаса: деисусный чин и изображения праздников.
    Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим". От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображении евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.
    Этапным произведением Андрея Рублева явились росписи Успенского собора во Владимире (1408), где он работал со своим другом и неизменным соавтором Даниилом Черным. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублеву. В них ощущаются большой артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай. Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублева. Фрески органически связаны с интерьером храма: подчеркивая плоскость стены, они усиливают впечатление легкости архитектуры.
    Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу Рублева с помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчеркнут силуэт, торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна и выразительна, построена на декоративных соотношениях зеленого с золотисто-желтым и красным, синего с вишневым. Образы святых — это образы мудрецов-мыслителей, умиротворенных, благородных. По мастерству исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно кисти Рублева. Из икон праздничного ряда Рублеву приписывается только одна — "Вознесение".
    По-видимому, в это же время Рублев написал икону, которая является вольной копией с прославленного византийского образа "Владимирской Богоматери". В нежных красках, хрупком образе Богоматери, прижавшей к себе младенца, выражены красота материнской любви, печаль в предчувствии трагической судьбы сына.
    В 1918 году в Звенигороде найдены три иконы из деисусного чина:
    "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел", по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона "Звенигородский Спас". Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Он близок ангелам "Троицы" — величайшего творения древнерусской живописи. Время создания "Троицы" —рубеж 10—20-х годов XV столетия, пора расцвета творчества Рублева. Тогда же, вероятно, было создано еще одно произведение, приписываемое Андрею Рублеву, — "Спас в силах" (ГТГ).
    Предполагается также, что художник принимал участие в росписи Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Сохранившиеся незначительные фрагменты росписи алтарной преграды близки по манере Рублеву.
    Между 1424—1427 годами Рублев по приглашению настоятеля монастыря Никона работает совместно с Даниилом Черным и неизвестными помощниками в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Фрески собора погибли. Сохранились лишь три яруса иконостаса,
N/A
"Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел"

    которые выполнены в разной манере. К числу наиболее достоверных работ Рублева относят: "Крещение", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел". Эти иконы выделяются глубиной содержания, монументальностью образов, красотой силуэтов, гармонической цветовой гаммой, напоминающей колорит "Троицы".
    Последние годы жизни Андрей Рублев проводит в Андрониковом монастыре, где расписывает храм Спаса. По свидетельству современников, он также участвовал в строительстве храма. К сожалению, от последней работы мастера ничего не сохранилось. Умер Рублев 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковом монастыре.
    Искусство Андрея Рублева, имевшего много учеников и последователей, явилось высшим достижением русской живописи XV века. Оно отразило передовые идеи эпохи образования единого русского государства. Образы Рублева глубоко человечны, гуманны. Возвышенно-поэтическое, пронизанное особой духовностью, творчество великого живописца многогранно. В нем нежность и доброта, мужество и мудрость, оно отражает кристальную душевную чистоту человека.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.10




Андрей Рублев. Спас в силах. Из деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Андрей Рублев. Спас в силах. Из деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Благовещение. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве
Благовещение. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве
Андрей Рублев. Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Андрей Рублев. Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Андрей Рублев. Спас из Звенигородского чина
Андрей Рублев. Спас из Звенигородского чина
Андрей Рублев. Архангел Михаил. Из Звенигородского чина
Андрей Рублев. Архангел Михаил. Из Звенигородского чина
Андрей Рублев. Троица
Андрей Рублев. Троица


Троица
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Преображение из Благовещенского собора Московского Кремля
Праздничный ряд Благовещенского собора Московского Кремля
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Звенигородский чин
Спас в силах из Успенского собора во Влалимире
Спас
Надвратная сень с изображением евхаристии
Богоматерь "Умиление" из Успенского собора
Архангел Михаил с житием
Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире




 



  (c) портал "Культура России"