МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Эйзенштейн Сергей Михайлович
Годы жизни: 1898г. - 1948г.
режиссер

Сайты по теме
Актеры советского кино
Госкино
Журнал Киноизм

В том же виде искусств
Пудовкин Всеволод Илларионович
Довженко Александр Петрович
Саруханов Юрий Ильич
Раневская Фаина Григорьевна
Эйзенштейн Сергей Михайлович

Современники
Щусев Алексей Викторович
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Ваганова Агриппина Яковлевна
Стравинский Игорь Фёдорович
Вертинский Александр Николаевич

В той же профессии
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Пудовкин Всеволод Илларионович
Довженко Александр Петрович
Эйзенштейн Сергей Михайлович


Произведение
Ревизор
Ревизор


Персоналия
Серов Александр Николаевич
Серов Александр Николаевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Эйзенштейн С.М.
Эйзенштейн С.М.

Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в семье архитектора в Риге. Увлеченный революцией, он бросил архитектурный факультет и ушел на гражданскую войну. В частях Красной Армии он начал ставить и оформлять самодеятельные спектакли, а демобилизовавшись, стал художником и режиссером молодого московского театра "Пролеткульт". Ему казалось, что старые театральные формы непригодны для выражения нового, революционного содержания, он искал новые приемы, новые принципы, новые художественные средства. Эти поиски и привели его в кино.Эйзенштейн стремился создать совершенно новое, революционное киноискусство. В центре фильма Эйзенштейн хотел поставить рабочую революционную массу./*КЛЮЧ="эйзенштейн_стачка" ОБЪЕКТ="П" !:"Стачка"*/ (1925) была таким бесфабульным и безгеройным фильмом, обобщающим массовый революционный опыт стачечной борьбы. Стремясь сильнее воздействовать на зрителя, Эйзенштейн строил острые, впечатляющие эпизоды, называя их "аттракционами". Он с помощью монтажа создавал кинометафоры, подобные литературным. Соединяя показ шпиков с показом крупным планом животных— обезьяны, бульдога, совы, он высмеивал врагов рабочего класса. Сближая кадры разгона демонстрации казаками с кадрами, показывающими убой быка, пытался метафорически выразить понятие "бойня". Не все опыты удавались одинаково хорошо, но все же "Стачка" явилась первым подлинно революционным фильмом о массовых действиях пролетариата.Невиданный успех завоевал Эйзенштейн своим вторым фильмом — КЛЮЧ="эйзенштейн_см_броненосец_потемкин" ОБЪЕКТ="П" !:"Броненосец "Потемкин"*/(1925). Восстание моряков на военном корабле в июле 1905 г. в этой картине стало образом первой русской революции, трагически подавленной, но не побежденной.
    Стремясь к максимальной правдивости, Эйзенштейн, его постоянный оператор Э. К. Тиссэ, ассистенты Г. В. Александров, М. М. Штраух и другие производили съемки в подлинных местах революционных событий. Фильм снимался как хроника, а композиционно строился как драма.Фильм начинается с эпизода возмущения моряков. Офицеры пытаются расправиться с зачинщиками, а это вызывает мощный революционный взрыв. Режиссер показывает картины революционных событий в Одессе. Потрясающее впечатление производит сцена расстрела мирных жителей на лестнице у одесского порта. Дав залп по штабу контрреволюции, броненосец "Потемкин" уходит в море. Его преследует царская эскадра. Словно огромное сердце, стучат машины броненосца, когда он победоносно проходит сквозь безмолвную, отказавшуюся стрелять по своим эскадру.Композиция этого немого фильма была удивительно стройна и гармонична. Язык образен, метафоричен. Массовые сцены монументальны и динамичны. Эйзенштейн понял и доказал, что художник в кинематографе может свободно владеть не только пространством и движением, но и временем. Монтаж даёт возможность ускорять, уплотнять, концентрировать время, а при необходимости замедлять, растягивать его.Бесконечно тянется на экране мгновение перед командой офицера "пли!" по безоружным матросам. Бесконечно шагают и шагают вниз по одесской лестнице каратели с ружьями наперевес. Со зловещей медлительностью подползает в тумане к броненосцу царская эскадра. Замедленные, растянутые во времени драматические эпизоды производят огромное, ошеломляющее впечатление, особенно когда они сталкиваются с эпизодами, в которых движение убыстрено (сцены расправы с офицерами, паники женщин и детей на лестнице). Другой великий советский кинорежиссер — /*КЛЮЧ="пудовкин_в" ОБЪЕКТ="Б" !:В. Пудовкин*/ назвал это открытие так: время крупным планом."Броненосец "Потемкин" с колоссальным успехом прошел по экранам всего мира, возвестив рождение нового, советского революционного кино. Этот фильм стал бессмертным, классическим.
    К десятилетию Октябрьской революции Эйзенштейн совместно с режиссером Александровым и оператором Тиссэ снял фильм "Октябрь" (1927), в котором сделана попытка создать образ В. И. Ленина, передать важнейшие события революции: речь Ленина с броневика, июльский расстрел, борьба с корниловщиной, штурм Зимнего, II съезд Советов. "Октябрь" по праву вошел в число шедевров революционного киноискусства.
   

Детская энциклопедия. Т12. . М., Педагогика. 1977. С.528






Броненосец Потемкин




 



  (c) портал "Культура России"