МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Заболоцкий Николай Алексеевич
Годы жизни: 07.05.1903 - 14.10.1958
поэт

Сайты по теме
Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала
Библиотека Максима Мошкова
Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой
Интернет-библиотека Алексея Комарова
Древнерусская литература
Электронная библиотека Евгения Пескова

В том же виде искусств
Бальмонт Константин Дмитриевич
Пешков Алексей Максимович
Гиппиус Зинаида Николаевна
Бунин Иван Алексеевич
Брюсов Валерий Яковлевич

Современники
Стравинский Игорь Фёдорович
Горенко Анна Андреевна
Мельников Константин Степанович
Пастернак Борис Леонидович
Корин Павел Дмитриевич

В той же профессии
Ломоносов Михаил Васильевич
Державин Гавриил Романович
Жуковский Василий Андреевич
Бальмонт Константин Дмитриевич
Гиппиус Зинаида Николаевна


Произведение
Оклад иконы
Оклад иконы "Троица". Москва


Персоналия
Васильев Федор Александрович
Васильев Федор Александрович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Родился на ферме близ Казани. Отец поэта в 1903 г. служил агрономом. Мать происходила из духовного сословия, работала помощницей сельской учительницы. Когда Заболоцкому исполнилось семь лет, семья переехала на родину предков, в Вятскую губернию, и обосновалась в селе Сернур. Окончивший там три класса начальной школы, Заболоцкий в 1913 г. был принят в Уржумское реальное училище. О благодатных впечатлениях этих лет (внимание к гуманитарным дисциплинам в училище, постоянное общение с миром природы) Заболоцкий расскажет впоследствии в воспоминаниях "Ранние годы" (1955). После Октябрьской революции Заболоцкий покидает провинцию, отправляется в Москву, поступает на медицинское отделение университета, но бросает его и переезжает в Петроград. Там он становится студентом Педагогического института им. Герцена, отделения языка и литературы общественно-экономического факультета. В 1922 г. в издаваемом студентами машинописном журнале "Мысль" впервые печатает свои стихи и статью "О сущности символизма". По окончании института — служба в армии, а по завершении ее (1927) — работа в детской секции Госиздата (публикует стихи и рассказы для детей, иногда под псевдонимом Я. Миллер), участие в создании группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), куда наряду с ним входят Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов, Д. Левин, И. Бахтерев. Первая книга "взрослых" стихов Заболоцкого "Столбцы" (1929) (стихотворная книжка для малышей "Хорошие сапоги" вышла в 1928 г.) вызвала бурную дискуссию в прессе. Перед молодым поэтом открывалась широкая перспектива. Но опубликованная в 1933 г. поэма "Торжество земледелия" была оценена в печати как пасквиль на коллективизацию. Уже набранный к тому времени новый сборник Заболоцкого со стихами и поэмой не увидел света (по сохранившейся корректуре вместе с другими стихами он впервые был издан сыном поэта Н. Н. Заболоцким в 1987 г.). После этих событий Заболоцкий создает лучшие произведения для детей: прозаические переложения знаменитых романов Ф. Рабле, Д. Свифта, Шарля де Костера, на которых будет воспитываться не одно поколение юных читателей. Но лишь появление "Второй книги" (1937), куда наряду с шедеврами натурфилософской лирики 1930-х гг. вошли "Прощание", посвященное памяти Кирова, и "Горийская симфония" о Сталине, позволило критикам заговорить о "втором рождении" поэта, избавляющемся от "прежних ошибок". Однако 19 марта 1938 г. Заболоцкий был арестован и затем осужден за антисоветскую пропаганду. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Н. Тихонов, Б. Корнилов. Срок отбывал с 1939 г. по 1943 г. в системе Востлага НКВД в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; с марта 1944 г.— в Караганде, уже освобожденным из-под стражи. В таких условиях Заболоцкий закончил переложение "Слова о полку Игореве" (начал в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему добиться освобождения и в 1946 г. переехать в Москву. В послевоенное десятилетие печатается редко. Сборник "Стихотворения" (1948) не привлек широкого внимания: социально-политическая обстановка тогда не располагала, а подчас и мешала восприятию высокой философской поэзии. В те годы поэт занимался в основном переводами, преимущественно грузинских классиков и современников (переводы поэм Важа Пшавелы и "Витязя в тигровой шкуре"). Только последняя прижизненная книга Заболоцкий, вышедшая в пору так называемой "оттепели" (1957), открыла его поэзию заново.
    Главная тема, мучившая Заболоцкого, "нерв" его творческих поисков — трагедия разума. От раннего стихотворения "Меркнут знаки Зодиака" (1929) до предсмертного "На закате" (1958) пролегает путь вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает су-щественную эволюцию, в ходе которой можно выделить три стадии: 1926— 1933 гг.; 1932—1945 гг. и 1946—1958 гг. Достижение подлинного единства искусства с реальностью и было провозглашено в тех частях манифеста ОБЭРИУ, которые написал Заболоцкий. Ставя целью возродить в поэзии мир "во всей чистоте своих конкретных мужественных форм", очистить его от тины "переживаний" и "эмоций", Заболоцкий совпадал с футуристами, акмеистами, имажинистами, даже с конструктивистами. В отличие от них автор проявил явную интеллектуально-аналитическую направленность: обэриуты должны не только "организовать вещи смыслом", но и выработать органически новое мироощущение, новый способ познания. Свойства такого метода и проявляются в "Столбцах". В дальнейшем "городские столбцы" первой книги Заболоцкого продолжит "столбцами смешанными" и поэмами "Торжество земледелия", "Безумный волк" и "Деревья" — произведениями 1926—1933 гг.). В них речь шла не только о конкретно-социальной сущности человека, но и о родовой сущности человека как диктатора по отношению к природе — "Саваофа", "императора коровьего мяса" ("Искусство"). Заболоцкий начал с развенчания человека, с превращения его из "владыки Вселенной" в "клопика" ("Птицы"). Даже основной закон мышления — причинно-следственные связи — "выдуманные знаки". Зато при отказе от них и возник особый пейзажный мир, каждая деталь одушевлена и живет независимой жизнью. На творчество поэта оказали влияние различные направления человеческой мысли: и теория относительности А. Эйнштейна, и "философия общего дела" Н. Ф. Федорова, и работы К. А. Тимирязева о растениях, и В. И. Вернадского о ноосфере, и Ю. А. Филипченко об эволюционной идее в биологии. Но нравственно-эстетическая оценка людского сообщества оставалась у него на первом плане. Причем абстрактным выразителем добра становился "поэт", подчиняющий слова естественному дыханию, творящий с детской непосредственностью и потому способный найти общий язык с природой ("Искусство", "Испытание воли", "Безумный волк"). Тем самым Заболоцкий возвращался к нравственному максимализму любимого им Григория Сковороды и перекликался с Велимиром Хлебниковым. В столбцах противоречия двух миров разрешались попыткой соединить материально-стихийное с рациональным, "безумие" с "умом" (стихотворение "Предостережение"), и все-таки примирения не получалось. Велась борьба с музыкальностью стиха, ибо, по Заболоцкому, музыка являлась проявлением человеческого субъективизма, с которым следует бороться. С 1932 г. начинает вырабатываться формула поэтического творчества MOM (мысль — образ — музыка). Музыка здесь не выражение душевных тайн индивидуума, а затаенная гармония всеобщей жизни, которая воплощена материально и родственна гармонии душевной. Ее-то человек и постигает, очищаясь от суетности частного сознания и от "кровавого искусства жить". Лирическое "я" поэта раскрепостилось, но оно постоянно переходит в коллективное "мы".
    Изменения в сознании Заболоцкого по возвращении из заключения обнаружились не сразу. В ключе 1930-х гг. он написал ряд превосходных произведений: "Утро", "Гроза", "Бетховен"... Закончил "Лодейникова", завершив его патетическим описанием города, который, как мудрый дирижер, правит голосами природы. Однако уже в "Творцах дорог" (1947) прозвучали щемящие строки, свидетельствующие о том, что в сознании Заболоцкий человек вновь начал отдаляться от природы: о "хоре цветов, не уловимом ухом", о созвучье тех мелодий, "о которых так редко вспоминает человек". И сам поэт уподобил себя слепцу, отрешенному от цветового многообразия мира, сохраняющему связь с мирозданием лишь в своем сердце ("Слепой"). Он даже отвергает "дух, полный разума и воли", если дух этот — "лишенный сердца и души" ("Противостояние Марса"), и потому утверждает "черту, присущую народу",— способность мыслить не только разумом, а "всей своей душевною природой" ("Ходоки"). Поэт уже не удовлетворяется абстрактным понятием "добро" и заменяет его конкретным "доброта". Не разум, а чувство утверждает теперь Заболоцкий основой красоты и творчества ("Некрасивая девочка", "Старая актриса"). К концу жизни Заболоцкий впервые написал стихи о любви, причем не о любви вообще, но о своей, личной — цикл "Последняя любовь". Самоценность личности, непреходящую ценность каждого мгновения жизни — вот что стал поэтизировать он, и в этом находить родство с другими. Все больше влечет Заболоцкий к историческим истокам отечественной устойчивости перед стихийными силами разрушения и всемирно-исторической драмы взаимного непонимания отдельных людей и народов. Написав в 1958 г. поэму "Рубрук в Монголии" на традиционную для русской литературы тему о противостоянии Востока и Запада, коллективистского и индивидуалистического сознания, он решил осуществить давно вызревавший замысел — поэтическую трилогию "Поклонение волхвов", "Смерть Сократа", "Сталин". Однако она не была написана. Умер в Москве.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т. 2. М.: Просвещение. 1998. С. 496









 



  (c) портал "Культура России"