МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Нежданова Антонина Васильевна
Годы жизни: 29.07.1873 - 1950г.
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Гердт Зиновий Ефимович
Плисецкая Майя Михайловна
Ефремов Олег Николаевич
Быстрицкая Элина Авраамовна
Коршунов Виктор Иванович

Современники
Фокин Михаил Михайлович
Бугаев Борис Николаевич
Блок Александр Александрович
Павлова Анна Павловна
Голосов Илья Александрович

В той же профессии
Басов Владимир Павлович
Шукшин Василий Макарович
Коршунов Виктор Иванович
Соломин Юрий Мефодьевич
Джигарханян Армен Борисович


Произведение
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре


Персоналия
Максимова Екактерина Сергеевна
Максимова Екактерина Сергеевна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Нежданова А.В.— русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Народная артистка СССР (1936). Доктор искусствоведческих наук (1944). Родилась в семье народного учителя, любителя музыки, игравшего на скрипке и руководившего деревенскими хорами. Богатая музыкальная одарённость Неждановой проявилась в раннем возрасте. С 7 лет она выступала солисткой в деревенском, затем гимназическом и любительском хорах.
    Русские и украинские народные песни, слышанные Неждановой в детстве, оказали громадное воздействие на формирование её вокальное дарование. После окончания гимназии
Нежданова работала учительницей в Одесском городском женском училище. Решающее влияние на избрание Неждановой артистической деятельности оказало искусство гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итальянских певцов (Н. Н. и М. И. Фигнер, Л. Г. Яковлев, Л. Тетраццини, Дж. Гальвани). В 1899 Нежданова поступила в Московскую консерваторию в класс У. Мазетти. В 1902 Н. блестяще окончила консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды ( "Иван Сусанин"), была принята в труппу Большого театра, где выступала св. 30 лет. Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим её постоянным партнёром, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, В. И. Суком и др. выдающимися рус. певцами и дирижёрами Нежданова боролась за развитие и утверждение демократических традиций русского реалистического оперного искусства. Большое значение в творческой биографии Неждановой имело общение с великой рус. актрисой М. Н. Ермоловой, помогавшей Неждановой в работе над сценическими образами Виолетты, Мими. В исполнении Н. глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм гармонично сочетались с выдающимся вок. дарованием, виртуозным мастерством. Голос Н.— редкой красоты тембра, звучный и ровный во всех регистрах (вверху достигал фа, соль третьей октавы). Кристальная чистота интонации и ясность дикции, законченность и выразительность вокальной декламации и фразировки составляли отличительные черты реалистич. мастерства выдающейся рус. певицы. Н. утвердила нац. традиции исполнения многих колоратурных и лирич. партий в рус. и западноевроп. классич. операх, создала трогательные, правдивые образы Людмилы, Татьяны, Джильды; Джульетты и Маргариты ("Ромео и Джульетта", "Фауст" Гуно), Лакме, сказочные образы Снегурочки; Волховы, Шемаханской царицы ("Садко", "Золотой петушок"), романтич. образ Эльзы ("Лоэнгрин"), комедийный — Розины и др.
    Исключительного муз.вок. и драматич. мастерства достигала Н. в исполнении партий Антониды и Марфы. С огромным успехом выступила Н. в 1912 на сцене парижского тра "Гранд Опера" в партии Джильды.
    Большое значение имело творчество Н. для развития вок. концертного исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко, выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя рус. и западноевроп. камерную вок. музыку (среди произведений, посвящённых Н.,— "Вокализ" Рахманинова). В обширном концертном репертуаре Н. значительное место занимали также рус., укр. и белорус, нар. песни.
    Муз.обществ, деятельность Н. особенно широко развернулась после Октябрьской революции. Н. одна из первых начала выступать в концертахмитингах, в шефских концертах для рабочих, крестьян и воинов Красной Армии. С 1924 систематически принимала участие в концертах сов. муз. радиовещания.
    С 1936 Нежданова вела педагогич. работу, сначала в студии Большого тра, затем в Оперной студии им. К. С. Станиславского. С 1943—профессор Московской консерватории. Государственная премия СССР (1943).

Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.2. ред. М.,1963. С.1078









 



  (c) портал "Культура России"