МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Архитектура России.
Период: X-XX века

Сайты по теме:
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


Произведение:
Церковь Богоматери
Церковь Богоматери "Всех скорбящих радость"


Персоналия:
Папанов Анатолий Дмитриевич
Папанов Анатолий Дмитриевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google




на reqiem.ru надгробные памятники из мрамора и гранита.



Растрелли Ф.Б. Собор Смольного монастыря
Растрелли Ф.Б. Собор Смольного монастыря


   История русской архитектуры насчитывает более тысячелетия. Это сложная история взаимодействия с зодчеством различных стран, создания и развития собственной традиции, и затем долгих споров о самобытности архитектуры России. Первые каменные храмы Киевской Руси были построены греческими византийскими мастерами. Они стали учителями русских зодчих. Таким образом, Русь была приобщена к традиции каменного (и кирпичного) строительства, восходящей к Древнему Риму. Однако, как и в других европейских странах, в Киевской Руси до принятия христианства существовала собственная традиция деревянного строительства, на долгое время определившая облик деревенских домов средневековья.
    В железном веке вполне сложились главные типы основного поселения России - деревни. Вначале избы в деревне стояли неправильной группой ("кучевой план"). После крещения Руси (988-989) в больших деревнях и селах избы ставились вокруг церкви ("кольцевой план" с площадью в центре). После реформ Петра I в ХVIII и ХIХ веках деревни перестраивались по "уличному плану" (главные улицы шли параллельно реке или большой дороге). Избы строились без единого гвоздя, "венцы" бревен укладывались снизу доверху. Конструкцию двускатной крыши скрепляло горизонтальное бревно "охлупень", на концах которого вырезались лошадиные морды - "коньки". По краям фронтонов прикреплялись доски - "причелины", на которых вырезались "берегини" - хранительницы дома. Внутри размещались "красный угол" с иконами, полати для сна, "русская печь" (долгое время - черная, без трубы, а в новое время - с дымоходом), люлька для младенца и др.
    Первый период расцвета городского каменного зодчества - X - первая половина XIII века - время существования мощного государства Древняя (Киевская) Русь. Языческие святилища "громовержца" Перуна были открытыми площадками круглой или многолепестковой формы. С утверждением христианского культа в городах Древней Руси были построены грандиозные храмы, где население города могло собираться для литургии, слушания проповедей, празднования свадеб, крещения детей и других торжеств. Киевский многоглавый собор Святой Софии, построенный из "плинфы" - узкого кирпича византийского типа, и белокаменный просторный Софийский собор в Новгороде были богато украшены мозаикой, фресками, светильниками. Киевские здания живописны, сложны по композиции, богато украшены. Новгородские постройки просты, лаконичны по формам, как будто вылеплены от руки, а их фрески поражают динамикой и драматизмом.
    В XII веке центр Древней Руси переместился на северо-восток, во Владимир и Суздаль. Церковь в Кидекше близ Суздаля, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и жемчужина русской архитектуры, церковь Покрова на реке Нерли составили новый блестящий этап зодчества России. Ранний Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском отличается лаконичностью форм, но последующие шедевры легки и пластичны, они украшены "перспективными" порталами и богатой резьбой по камню. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском богатством рельефного убранства напоминает ковер. Храмы Владимиро-суздальского княжества родственны романской архитектуре Европы.
    Новый стремительный подъем российского зодчества приходится уже на ХV-ХVI века - время освобождения от татаро-монгольского ига, рождения Российского царства с центром в Москве. Первые храмы в Московском Кремле и в Звенигороде похожи на владимирские, но в их вертикальной устремленности есть нечто родственное европейской готике. Укрепления, храмы, дворцы ("палаты") ХVI века, могучие стены и башни Московского Кремля, устремленная ввысь шатровая церковь Вознесения в Коломенском, по-ренессансному рассчитанный в пропорциях Успенский собор и по-венециански украшенный Архангельский,
N/A
Киевский многоглавый собор Святой Софии
N/A
Дмитриевский
N/A
церковь Покрова на реке Нерли
N/A
Архангельский,

    "Грановитая палата" в Московском Кремле построены при участии итальянских (фряжских) архитекторов - Аристотеля Фьораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и других. Но это искусство не итальянское, а русское по типологии и по стилю, и завершается оно великолепным цветком шатрового и многоглавого Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного), построенного Бармой и Постником.
    ХVII век ознаменован массовым строительством кирпичных церквей, гостиных дворов, дворцов и особняков, богато украшенных узорной кладкой, цветными изразцами, терракотовыми деталями. Не менее пышно расцвело деревянное зодчество : дворцы (деревянный царский дворец в Коломенском), укрепления, сельские храмы. Заповедник Кижи на Онежском озере хранит чудеса народного деревянного зодчества.
    С начала ХVIII века Россия присоединилась к европейскому пути развития архитектуры. Новая великолепная столица Санкт-Петербург получила небывалый на Pycи регулярный план: в излучине Невы трезубец проспектов, ориентированных на Адмиралтейство, каналы - линии на Васильевском острове. Однако элементы регулярного плана вводились и в Москве (Красная, Театральная, Лубянская площади), в больших и малых городах и даже в деревнях. В течение ХVIII века вводилась типовая застройка по "образцовым" проектам для людей разного состояния. Дворцы императоров и знати демонстрируют смену стилей, более быструю, чем на Западе.
    При Петре I вначале преобладал прозаичный комфортабельный голландско-немецкий классицизм, но к концу его царствования (особенно npи его преемниках) стало утверждаться пышное, представительное зодчество барокко (Двенадцать коллегий Доменико Трезини в Петербурге, двoрец с водным каскадом, фонтанами и каналом в Петергофе).
    При Елизавете Петровне Растрелли создал великолепный, торжественный, полный парадного величия стиль, сочетающий черты классицизма (размах строгих прямолинейных планов), барокко (пластичность, динамика архитектурной и скульптурной обработки фасадов) и рококо (прихотливый криволинейный узор, раскраска в "приятные глазу" тона). Екатерина II предпочла классицизм - один из самых привлекательных в мировом зодчестве, сочетающий строгость линий, мягкую пластику, нежность отделки: Чарльз Камерон (ансамбль в Павловске, галерея в Царском Ceлe), Антонио Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, "Китайский дворец" в Ораниенбауме), Юрий Фельтен (решетка Летнего сада в Петербурге) - придали мягкое изящество столице и ее пригородам. Но позже возобладал мужественный, героический стиль зрелого классицизма, который представили в Петербурге Джакомо Кваренги (Академия наук, Александровский дворец в Царском Селе), Иван Старов (Таврический дворец), а в Москве Василий Баженов и Матвей Казаков. Обе столицы получили импозантный, величественный облик. Баженов в Царицыне, Казаков в Петровском дворце использовали романтический стиль псевдоготики, сочетая кирпич с белокаменными деталями.
    Вершина русского классического стиля - русский ампир ("поздний классицизм"). При Павле I и Александре I в Петербурге выстроены целые районы, грандиозные ансамбли, пpидавшие Петербургу имперское величие и размах, достойные народа, победившего в наполеоновских войнах грозного противника. Биржа Тома де Томона, Казанский собор и Горный институт Андрея Воронихина и особенно колоссальные и вместе с тем стилистически очень цельные комплексы Карло Росси - Главный штаб, полукругом охвативший Дворцовую площадь, Михайловский дворец
N/A
Двенадцать коллегий Доменико Трезини
N/A
Мраморный дворец
N/A
Горный институт
N/A
Михайловский дворец

    с парком, Сенат и Синод, соединенные аркой над улицей, создали беспримерно величественный центр столицы, чудо, спорящее с ансамблями Рима и Эдинбурга. В Москве Осип Бове и Доменико Жилярди создали более интимный вариант русского ампира.
    При Николае I классицизм уступил место направлению, называемому эклектикой или историзмом, суть которого заключается в подражании древнерусскому искусству, готике, Ренессансу, барокко. Наиболее знамениты Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, построенные в русско-византийском стиле Константином Тоном. Постройки ХIХ века - фабрики, вокзалы, пассажи - часто поражают новизной композиции, отвечающей новым функциям, новизной конструкций из металла и стекла. Долгое время, с легкой руки архитекторов модерна, художественные достоинства архитектуры XIX века ставились под сомнение, однако сейчас, благодаря исследованиям Е.И. Кириченко и Борисовой происходит пересмотр отношения к этому стилистическому направлению, произведения которого отличаются качеством исполнения деталей, разнообразием художественных приемов и семантической насыщенностью. Следует отметить, что именно постройки XIX столетия определяют облик большей части городов России.
    К концу XIX - началу XX века относятся поиски нового, цельного стиля в архитектуре. Новая архитектура начинается с работ живописцев, когда Bиктор Васнецов спроектировал в Абрамцеве под Москвой церковь и "избушку на курьих ножках", а Ф.О. Шехтель особняк С.П.Рябушинского. На рубеже веков Франц Шехтель и Федор Лидваль в Петербурге с блеском продемонстрировали свои варианты русского модерна: вначале "живописный", с асимметричными объемами, гнутыми, ветвящимися линиями, разноцветными материалами, с фантастическими образами в духе поэзии символизма ("подводное царство", "сцены рыцарских времен"), затем последовал "графический модерн" с сеткой легких, как бы прозрачных членений, гирлянд и медальонов. Завершала эволюцию "модерна" подчеркнуто массивные, тяжеловесные постройки либо искусные имитации древнерусского зодчества или же классицизма. На этой волне прославились такие блестящие художники-архитекторы, как Леонтий Бенуа, Алексей Щусев, Иван Фомин, братья Веснины. Отсюда уже был один шаг до конструктивизма - архитектуры без украшений, выявляющей конструкцию из стали, бетона, стекла.
    В первые годы советской власти великие конструктивисты Веснины, Константин Мельников,
N/A
Большой Кремлевский дворец
N/A
особняк С.П.Рябушинского

    Иван Леонидов, Моисей Гинзбург, Георгий Гольц в аскетическом, но полном зажигательной утопической фантазии стиле строили фабрики, дома-коммуны для коллективного быта, дома культуры, фабрики-кухни и прочее выдумки отчаянных революционных фантазеров.
    На рубеже 20-30-х годов сталинский режим заменил эту утопию другой, основанной на парадных образах классицизма: Борис Иофан, создавший проект Дворца Советов, Дмитрий Чечулин, Аркадий Мордвинов изменили облик многих городов Советского Союза. После Великой Отечественной войны "сталинский ампир", "стиль триумф" стал стилем восстановленных городов - Волгограда, Минска, Киева, Расточительное строительство, изобилующее украшениями - колоннами , портиками, скульптурой, продолжалось до хрущевской "оттепели", когда разгулу "украшательства" был положен конец, а на его место был поставлены однообразные, всюду одинаковые пятиэтажные "коробки", главной целью которых было срочно дать жилье миллионам бездомных жертв индустриализации и войны. Это массовое дешевое строительство продолжается и сейчас, но после "перестройки" на лучшее места в городах выдвинулась банки, офисы в духе "постмодернизма" с башнями, криволинейными крышами, бетонно-стеклянными фасадами. В пригородах появились причудливые коттеджи. Лучшие зодчие наших дней активно ищут новые возможности стиля реконструируемых городов.
   

Казаков М.Ф. Церковь Филиппа Митрополита
Казаков М.Ф. Церковь Филиппа Митрополита
Чевакинский С.И. Никольский Морской собор
Чевакинский С.И. Никольский Морской собор
Трезини Д.А. Петропавловский собор
Трезини Д.А. Петропавловский собор
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Спаса на Ильине-улице
Церковь Спаса на Ильине-улице
Чернигов. Елецкий монастырь. Успенский собор
Чернигов. Елецкий монастырь. Успенский собор
Галич. Церковь Пантелеймона. Портал
Галич. Церковь Пантелеймона. Портал
Владимир-Волынский. Успенский собор
Владимир-Волынский. Успенский собор
Смоленск. Церковь Петра и Павла
Смоленск. Церковь Петра и Павла
Владимир. Димитриевский собор. Фрагмент фасада
Владимир. Димитриевский собор. Фрагмент фасада
Храм Василия Блаженного. Прорисовка
Храм Василия Блаженного. Прорисовка
Церковь всех Святых
Церковь всех Святых "на Кулишках"
Бове О.И. Церковь Богоматери
Бове О.И. Церковь Богоматери "Всех скорбящих радость"
Церковь Воскресения
Церковь Воскресения "в Кадашах"
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Церковь Спаса в Уборах
Церковь Спаса в Уборах
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Церковь Николы в Пыжах
Церковь Николы в Пыжах
Церковь Николы Посадского в Коломне
Церковь Николы Посадского в Коломне
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли
Баженов В.И.
Баженов В.И.
Казаков М.Ф.
Казаков М.Ф.
Церковь Троицы в Останкино
Церковь Троицы в Останкино





 



  (c) портал "Культура России"