МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Культура России. "Сталинский" период
Период: 1932г. - 1953г.
Сайты по теме:
Брокгауз и Ефрон


Произведение:
Третья Мещанская
Третья Мещанская


Персоналия:
Саруханов Юрий Ильич
Саруханов Юрий Ильич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google






Орлова Л.
Орлова Л.


   В воспоминаниях людей, переживших Сталинский период русской истории, он кажется невероятно долгим, почти бесконечным. На самом деле он длился не так уж много – двадцать четыре года. Любимые герои Сталина – Иван Грозный и Петр I правили намного дольше, первый 37, второй 36 лет. Но правление Сталина запечатлелось в памяти людей прочно и навсегда. К нему нельзя относиться безразлично: одни его боготворят и восхищаются им, другие ненавидят его и проклинают его память. Кто прожил хоть год при Сталине, кто хоть раз видел его , не могут его забыть. Ленин, Троцкий или Дзержинский стали только легендой. Сталин для каждого – это неутихающая боль, слишком многое стоит за этой фигурой. Но Сталин сам позаботился о том, чтобы при жизни стать героем мифа, и очень в этом преуспел. Однако миф имеет слишком прочные земные корни. В любом городе стоят дома, построенные при Сталине, по радио и телевидению звучат песни, написанные при Сталине, в музеях висят картины, где он изображен несколько мифологизированным, не совсем похожим на то, каким он был в жизни. Попытки понять, каким был Сталин, не приблизили нас к нему: вес, связанное с ним, слишком невероятно: решения, которые он принимал, кажутся немыслимыми. Но Сталин всю жизнь принимал решения и знал, как они могут быть осуществлены. Это делает Сталинский период поразительно цельным, от первого до последнего года. Но каждое решение Сталина было неожиданным, и те, кто прожил весь период, прожили не одну, а сотни жизней. Поэтому и культура Сталинского периода не была одной культурой, а общей объединяющей чертой периода была привычка к неожиданным поворотам судьбы и к неожиданным поворотам в культуре.
    Сталинский период начался не со смертью Ленина, когда еще правящая партия имела различные направления, боровшиеся друг с другом, а лишь в 1929 году, когда Сталин взял на себя ответственность за все, что происходит в стране. Период не окончился со смертью Сталина: он окончился тогда, когда страна поняла, что она может жить без Сталина, а сразу этому поверить никто не мог. Период кончился со смертью Берия, вместе с которым умер призрак Сталина, который был сильнее, чем Сталин.
    Сталин уделял культуре необычно большое, пристальное внимание. После Петра I и Екатерины II никто из русских правителей не интересовался так русской культурой и не уделял ей столько внимания. Можно сказать, правда, что Никита Хрущев больше Сталина любил собирать деятелей культуры, читать им длинные речи, учить их, как писать стихи и картины. Но это только иллюзия: Хрущев культурой вовсе не интересовался, понимал в ней меньше, чем любой подданный его страны, просто его в 1956 году окружение убедило, что писатели и художники из "клуба Петефи" начали венгерское восстание и точно то же происходит в России, в чем и заключается смысл "оттепели". Сталин, конечно, не был глубоким знатоком и ценителем культуры, во многом разобраться не сумел и не захотел, но в юности он был поэтом, уважал литературу, любил театр и кино, заботился об архитектуре. Будь он министром культуры, он был бы не из худших. Но он был руководителем страны на ее крутом переломе и на все смотрел с точки зрения большой политики. Сталин держал каждого деятеля культуры на самом коротком поводке с помощью своей правой руки – НКВД. Когда считал нужным, Сталин не останавливался перед крайними, бессмысленно жестокими мерами. Но начал он все же с попытки привлечь архитекторов писателей, актеров, художников, на свою сторону. Для этого были разработаны особые меры.
    В 1932 году постановление ЦК ВКП(б) распустило все существовавшие в стране объединения и заменило их едиными творческими союзами писателей, художников, архитекторов, композиторов, (позже появилось Всесоюзное театральное общество, союзы кинематографистов, дизайнеров), были учреждены фонды при каждом творческом союзе что передало заботу о деятелях культуры в руки государства. Лидерами советской культуры стали наиболее авторитетные и популярные писатели Максим Горький и Алексей Толстой. В 1934 году всеобщее внимание привлек пленум Союза писателей. Доклад Максима Горького, прозвучавший как слова патриарха и пророка, вдохновенный доклад Николая Бухарина о поэзии, многие яркие выступления писателей стали событием. Творческим методам советской литературы и советского искусства был объявлен "социалистический реализм". Принцип идеализации реальности, заключавшийся в теории "метода", был заимствован в сочинениях византийского богослова VIII века Иоанна Дамаскина, писавшего, как изображать ангелов и святых. Бывший семинарист Сталин это хорошо знал, но такова была его главная установка. Совершенно новыми методами в культуре стали коллективные поездки писателей, художников и музыкантов на стройки (Днепрогэс), в республики, что придавало характер "кампании" сугубо индивидуальному творчеству поэта, композитора или живописца. Одновременно усиливался контроль над творческой деятельностью всего Союза и отдельных его членов. Возрастала роль цензора и редактора во всех областях культуры. ЦК ВКП(б) выступил как верховный судья по творческим вопросам в печати. В 1934 году были напечатаны статьи Д.И. Заславского об оперной и балетной музыке Дмитрия Шостаковича, о работе художников в детской книге. Это было лишь началом карательной политики в области культуры. Ее развитием стали закрытие в Москве Театра имени Мейерхольда (1938 г.), Камерного театра (1950 г.), послевоенные постановления ЦК КПСС о журналах "Звезда" и "Ленинград" (с осуждением творчества Анны Ахматовой, Михаила Зощенко), об опере "Великая дружба" (с осуждением музыки "формалистов" Шостаковича и Сергея Прокофьева). После войны был проведены многие политические кампании с кровавыми жертвами. Наиболее шумной и жестокой стала кампания против "космополитов" с вымышленными политическими обвинениями. (их жертвой стал, в частности, режиссер Симон Михоэлс). Жертв репрессий при Сталине было много. Среди них крупнейший режиссер Всеволод Мейерхольд, писатели Осип Мандельштам, Борис Пильняк, Андрей Платонов, Варлаам Шаламов, Александр Солженицын, художники Михаил Соколов, Михаил Рудаков, Юло Соостер и многие другие.
    Сталинский период обычно рассматривается как единый, абсолютно тоталитарный, лишенный внутренней борьбы и противоречий и вследствие этого бесплодный. Этот взгляд явно несправедлив, и дело здесь не в Сталине и не в его карательном аппарате, а в изменении народного сознания в военный и послевоенный периоды. Начальный этап Сталинского периода примерно совпадающий с первым пятилетним планом (1929 – 1932 гг.). Это время массового разорения деревни, организации колхозов и ареста крестьян (якобы кулаков), перемещения сельского населения в города и начала огромных строек. Огромное впечатление, произведенное размахом этих стоек, отразилось в романах рубежа 20-х – 30-х годов ("Время, вперед!" Валентина Катаева, "Гидроцентраль" Мариэтты Шагинян, "День второй" Ильи Эренбурга). Советские и приглашенные немецкие архитекторы в это время строят новые города – Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новосибирск. Борис Иофан воздвигает в Москве огромный массив – Дом Правительства, и проектирует сверхгигантский Дворец Советов, увенчанный статуей Ленина. Искусство авангарда в это время переживает глубокий кризис, и его лидеры ищут контакта с новой действительностью.. Выпускники Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) пишут тонкие, лирические пейзажи, портреты, жанровые картины, ученики выдающихся педагогов Роберта Фалька и Александра Шевченко с большой остротой запечатлели радостные и драматические ситуации ломающейся жизни. Аналогичные настроения ощущаются и в лирической поэзии Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Бориса Корнилова (автора "Песни о встречном", музыку которой сочинил Дмитрий Шостакович). Гротескная, полная иронии музыка Шостаковича для опер "Нос" (1928 г.) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1932 г.), балетов "Золотой век" (1930 г.) и "Болт" (1931 г.) лучше всего выразила характер эпохи, взбаламученной, поднятой на дыбы мощным строительством, обнажившей социальные противоречия советского общества. Характерно, что именно в это время Алексей Толстой начал писать роман "Петр I", Михаил Шолохов – "Поднятую целину". Главные фильмы этого времени "Путевка в жизнь" Николая Экка (1931) и "Встречный" Фридриха Эмлера (1932), отражают противоречия жизни. В целом это было время трудного, но несомненного подъема советской культуры. С 1934 года характер жизни и культуры заметно изменился. Страну готовят к большой "последней" войне – агрессивной и победоносной. Тем временем идут локальные войны: на Дальнем Востоке отбиты нападения Японии на озере Хасан и в Монголии, на западе присоединены Балтийские страны, Молдавия, восточные области Польши, где жило много украинцев и белорусов, шла кровопролитная, малоудачная война с Финляндией. В период 1934 – 1940 годов запускается на полную мощность аппарат репрессий, идут процессы бывших соратников Сталина, теперь их объявляют "врагами народа" и агентами иностранных разведок. Среди этих людей крупные хозяйственники, некогда спасшие Россию от голода и разрухи, верхушка военного командования, лучше, чем Сталин, представлявшая себе будущую войну. Миллионы арестованных людей заполняют трудовые лагеря ГУЛАГа, они завершают грандиозные стойки электростанций, каналов, военных заводов. Одновременно идет мощная идеологическая обработка народных масс, живущих на грани нищеты. Главную роль в этой обработке играет кино как массовая культура, поднимающая дух людей. Музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского ("Веселые ребята", 1934, "Цирк" 1936, "Волга-Волга" 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева ("Трактористы", 1939, "Свинарка и пастух" 1941) создают атмосферу ожидания "счастливой жизни". Но в культуре этих лет звучали и другие голоса – раздумья о жизни и предвиденье ее будущих сложностей и потрясений - в поэзии Александра Твардовского и Константина Симонова, в Пятой симфонии Шостаковича (1937) в прозе Андрея Платонова, в живописи Роберта Фалька и Александра Древина. Большую роль в культуре тех лет играло обращение к прошлому и его горьким к урокам – в фильмах Сергея Эйзенштейна ("Александр Невский", 1938) и Владимира Петрова ("Петр I" 1937 – 1939) в исторических романах Алексея Толстого, спектакле "Анна Каренина" МХАТа (1937); сильная сторона культуры этих лет – пристальное внимание к культурному наследию, особенно драматургии Шекспира и поэзии Пушкина. Важным было и зарождение новых тем и форм в кинематографии (режиссура Михаила Ромма и Леонида Лукова), студийные постановки в театре, выступления новых сил в музыке (Георгий Свиридов, Анатолий Новиков). Но многие крупнейшие явления русской культуры оставались скрытыми от народа., в том числе романы Михаила Булгакова, Василия Гроссмана, живопись Павла Кузнецова, сочинения писателей зарубежья – Ивана Бунина, В. Ходасевича, и репрессированных писателей – Николая Гумилева, Осипа Мандельштама. Их место заняло прославление личности Сталина – в картинах Александра Герасимова, Василия Ефанова, в фильмах, спектаклях, контатах.
    Великая Отечественная война (1941 – 1945) была самой страшной из пережитых в России страшных войн: она была страшной и для культуры, потерявшей на фронтах и в тылу многих выдающихся деятелей. Вместе с тем годы войны были годами очищения от показного оптимизма, лицемерия, угодничества. Стремление к "горькой правде", освобождение от уже привычной лжи перед лицом невероятной опасности породили замечательную, гордую и смелую поэзию Твардовского (поэма "Василий Теркин" 1941-1945) Симонова, Анны Ахматовой, Алексея Суркова, Ольги Берггольц, прозу Виктора Некрасова и Эммануила Казакевича, картины и портреты Павла Корина
N/A
Всеволод Мейерхольд
N/A
Бориса Пастернака
N/A
Павла Корина

   , Седьмую (Ленинградскую) симфонию Шостаковича.
    Война подняла в народе и его культуре надежду на лучшую жизнь, на освобождение от привычных уже страхов и угроз. В ответ Сталин обрушили и его окружение обрушили волну идеологических компаний против инакомыслящих, и репрессий, теперь направленных против целых народов (чеченцы, ингуши, крымские татары, евреи. Эта обстановка породила подпольные кружки писателей, живописцев, музыкантов, сыгравшие важную роль в культуре после смерит Сталина, в период оттепели.
   

Эйзенштейн С.М.
Эйзенштейн С.М.
Вучетич Е.В. Скульптуры памятника-ансамбля
Вучетич Е.В. Скульптуры памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде.
Вучетич Е.В. Воин-освободитель
Вучетич Е.В. Воин-освободитель
Пастернак Б.Л. Рисунок работы Л.О. Пастернака
Пастернак Б.Л. Рисунок работы Л.О. Пастернака
Ильинский И.В. в роли Фамусова. Горе от ума. Фотография.
Ильинский И.В. в роли Фамусова. Горе от ума. Фотография.
Довженко А.П.
Довженко А.П.
Раневская Ф.Г.
Раневская Ф.Г.


Прокофьев Сергей Сергеевич
Шостакович Дмитрий Дмитриевич




 



  (c) портал "Культура России"