МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Культура России. Изобразительное искусство.
Период: X-XX века

Сайты по теме:
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


Произведение:
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Церковь Петра и Павла в Кожевниках


Персоналия:
Эйзенштейн Сергей Михайлович
Эйзенштейн Сергей Михайлович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google






Рокотов Ф.С. Портрет А.П.Струйской
Рокотов Ф.С. Портрет А.П.Струйской


   В истории русского изобразительного искусства четко различаются два периода, границу между которыми обозначили Петровские реформы. Различие это чрезвычайно глубоко и касается самих основ художественного восприятия мира и человека.
    В Древней Руси живопись возникла и развивалась в тесной связи с иконопочитанием, в основе которого лежит учение о Боговоплощении (в христианской традиции первой иконой был чудесно явленный убрус - прижизненное изображение лика Христа). Через икону православие утверждает себя как зримо-явственную истину. Иначе говоря, икона есть богословие, выраженное не словесно, а образно, "умозрение в красках" (Е.Трубецкой). Отсюда вытекает присущий только ей своеобразный художественный стиль. Чисто эстетическое переживание не играет самостоятельной роли. Цель иконописания - отразить (и вызвать) молитвенную собранность, умиротворенность в общении с Богом, что объясняет развитие в иконах особых художественных средств - обратной перспективы, наличия в пространстве иконы нескольких точек зрения, иерархической соподчиненности изображаемых объектов и т.д.
    Вместе с христианством русские мастера усвоили византийский художественный стиль и выработанную веками технику. В дальнейшем в русских княжествах складываются местные иконописные школы, со своими особенностями письма - новгородская, псковская, ярославская, тверская и т.д.
    Наивысшего расцвета русская средневековая живопись достигла в XIV-XV вв. в деятельности Феофана Грека и Андрея Рублева.
    Вершиной русского иконописания является "Троица" (1422-1427) А.Рублева, которую мастер создавал как символ духовного согласия и единения русских людей.
    Для икон и фресок московских живописцев XV – XVI вв. характерны мягкость письма и гармония красок. Их художественные приемы получили развитие в иконах и фресках Дионисия, привлекающих изяществом пропорций, праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.
    С середины XVI в. иконопись подвергается влиянию западноевропейского изобразительного искусства. Развитая иконография икон придворной школы использует западноевропейские сюжетные схемы. Конец XVI – начало XVII веков ознаменовано развитием "строгановской школы" (которая, несмотря на название, также состояла в основном из придворных царски мастеров) отличающейся изысканностью цвета и внимательной проработкой деталей, тенденцией к некоторой декоративности и "красивости" живописи.
    Во второй половине XVII в. появляются иконы "фряжского письма" - с использованием элементов западноевропейской живописи: масляных красок, подобия светотеневой моделировки, большего правдоподобия в изображении людей и природы. Наиболее известный представитель этого направления - Симон Ушаков (XVII в.). К этому времени относятся и первые попытки светского портрета - т.н. парсуны.
    Пробуждение интереса к иконе, как к "великому, мировому искусству" (Е.Трубецкой), наблюдается с конца XIX в. - в связи с расчистками потемневших древних образцов и обнаружением их подлинного цветового строя. Художественные принципы иконописи творчески применяли как отдельные русские (В.Васнецов, М.Нестеров, К.Петров-Водкин) и зарубежные (А.Матисс) художники, так и целые направления и школы авангарда.
    Древнерусская скульптура существовала в виде декоративной резьбы по камню и дереву и была в большинстве случаев полихромной (т.е., как западноевроепская скульптура, расписывалась темперой или масляными красками). Пластическому воплощению подлежали в основном образы святых, главное внимание уделялось лику, а формы тела укрывались под одеждами, из-за чего фигуры выглядят плоскими.
    В XVIII - нач. XIX в. изобразительное искусство в России, следуя культурным запросам общества, проходит все главные этапы западного искусства: барокко, классицизм, романтизм. Ведущую роль играют приглашаемые в Россию иностранные живописцы и скульпторы, но уже при императрице Елизавете I появляются высокоодаренные отечественные мастера. С середины XVIII в. ведущим направлением в живописи становится академизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Однако наивысшим достижением этой эпохи можно считать не историческую живопись, а портрет (А.Аргунов, А.Антропов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский). Первым крупным русским мастером скульптурного портрета стал Ф.Шубин.
    Расцвет академической школы приходится на пер.пол. XIX в. Для полотен К.Брюллова характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Первым вступив на путь свободного, самобытного творчества, он пробудил в публике живой интерес к искусству и поднял общественное значение художника. А.Иванов придал своей живописи характер жертвенного служения идее и сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике. В дальнейшем лучшие традиции академизма нашли развитие в грандиозных исторических полотнах Г.Семирадского.
    В скульптуре традиции классицизма были поколеблены Н.Пименовым, чей "Парень, играющий в бабки" был оценен А.Пушкиным как рождение "народной скульптуры", и И.Мартосом - за счет придания их творениям черт современности.
    Своим путем в это время шел П.Федотов - блестящий дилетант, тонкий наблюдатель и остроумный сатирик, предвосхитивший дальнейшее направление русской жанровой живописи.
    Общественные устремления 1860-1870-х гг. пробуждают преимущественный интерес художников к темам из народной жизни. В 1872 г. в противовес Академии художеств создается Товарищество передвижных художественных выставок (И.Крамской, Г.Мясоедов, К.Савицкий, И.Прянишников, В.Маковский, И.Ярошенко, В.Перов и др.). В их творчестве бытовая живопись приобретает обличительный характер.
    Обращение к национальным темам привело к небывалому расцвету исторической и батальной живописи. Подлинные шедевры в этих жанрах создали В.Суриков, И.Репин, Н.Ге, В.Васнецов, В.Верещагин, Ф.Рубо. Естественность композиции, верность исторической правде сочетается в их работах с мастерским использованием всего арсенала художественных средств в трактовке образов и событий. Историческая тема мощно звучит и в скульптуре (П.Антокольский).
    В эти годы открываются первые национальные художественные галереи; произведения русских художников начинают регулярно появляться на международных выставках и в заграничных художественных салонах.
    Достигнув творческой самостоятельности, русская живопись с конца XIX в. двигается в общем русле европейского изобразительного искусства. Пейзаж вытесняет бытовую живопись. Стремление к передаче воздуха и света, работа на пленэре, характерные для импрессионизма, наблюдается и в творчестве Ф.Васильева, И.Левитана, В.Поленова, В.Серова, К.Коровина, А.Архипова. Символизм, неоклассицизм, модерн оказывает заметное влияние на А.Врубеля, художников из "Мира искусства" (А.Бенуа, Л.Бакст, Е.Лансере) и "Голубой розы" (С.Судейкин, Н.Крымов, В.Борисов-Мусатов).
    В 1910-е гг. зарождается русский авангард - как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицания самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школы и направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства - супрематизм (К.Малевич), "импровизационный" стиль и абстракционизм (В.Кандинский), лучизм (Ларионов) и др. Многие художники русского авангарда продолжали свою деятельность и в Советской России. В 1920-е гг. широкое распространение получил конструктивизм (В.Татлин), выдвинувший задачу конструирования материальной среды для создания логичных, функционально оправданных форм. Одновременно происходит изменение эстетических и социальных установок авангарда - теперь художники этого направления демонстрируют обращенность к жизни, стремление к ее переустройству средствами искусства (жизнестроительство).
    Скульптура в эти годы перестает отождествляться с пластичностью и все чаще направляется на выявление скульптурности машинных форм. Стирается контраст между пластичностью и геометризмом, что открывает невиданные прежде возможности перед промышленным дизайном.
    С 1930-х гг. растет идеологический нажим на художников авангарда. Все чаще слышатся обвинения в формализме и потакании эстетическим вкусам буржуазии. В 1937 г. программная статья в "Правде" причисляет всех художников этого направления к "пачкунам".
    Следование официальной художественной доктрине соцреализма нанесло большой ущерб творчеству многих художников. Однако в работах И.Грабаря, П.Корина
N/A
"Троица" (1422-1427) А.Рублева

   , А.Дейнеки, М.Сарьяна, К.Юона, М.Грекова, А.Герасимова, А.Пластова удачно сочетается верность традициям реалистической живописи с достижениями модерна - в основном импрессионистов и Сезанна
    С 1960-х гг. наступает возрождение русского авангарда. Мировое признание получает искусство О.Целкова, В.Немухина, И.Шелковского, О.Рабина, А.Зверева, М.Шемякина, Л.Сокова, Э.Неизвестного. Одни из этих художников продолжали или восстанавливали принципы уже существующих школ и направлений, другие создавали новые - концептуализм (И.Кабаков) и соцарт (Комар, Меламид).
    "Разрешенная", но не официзная часть советского искусства в 1960-е гг. представлена работами мастеров "сурового стиля" (Т.Салахов, С. Попков). В 1970-1980-е гг. получило признание творчество советских художников - Р.Бичунаса, Р.Тордия, Д.Жилинского, Э.Штейнберга, М.Ромадина, М.Лейса, В.Калинина и др., убедительно доказавших, что в СССР существовала не только "пропаганда".
    Крах коммунизма в СССР снял искусственные культурные барьеры между Россией и остальным миром. Ныне российское искусство является желанным гостем практически в любом уголке земного шара. Это вселяет оптимизм, ибо культурные обмены - безошибочный барометр, показывающий состояние атмосферы мирового искусства.

Серов В.А. Портрет Мики Морозова
Серов В.А. Портрет Мики Морозова
Серов В.А. Портрет Г.Л.Гиршман
Серов В.А. Портрет Г.Л.Гиршман
Брюллов К.П. Итальянский полдень
Брюллов К.П. Итальянский полдень
Иванов А.А. Аполлон, Гиацинт и Кипарис
Иванов А.А. Аполлон, Гиацинт и Кипарис
Серов В.А. Дети
Серов В.А. Дети
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Анфим (?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки, ведущей в диаконник
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Анфим (?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки, ведущей в диаконник
Сцены из жизни Адама и Евы. Фреска северной паперти церкви Ильи-пророка
Сцены из жизни Адама и Евы. Фреска северной паперти церкви Ильи-пророка
Архангел Михаил. Фреска на южном своде церкви
Архангел Михаил. Фреска на южном своде церкви
Левитан И.И. Вечерний звон
Левитан И.И. Вечерний звон
Сусанна и старцы. Фреска северной паперти церкви Воскресения
Сусанна и старцы. Фреска северной паперти церкви Воскресения
Христос перед Каиафой. Фреска церкви Благовещения в Ярославле
Христос перед Каиафой. Фреска церкви Благовещения в Ярославле


Росписи церкви Спаса на Городу




 



  (c) портал "Культура России"