МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Культура России. Театр.
Период: X-XX века

Сайты по теме:
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


Произведение:
Михайловский (Инженерный) замок
Михайловский (Инженерный) замок


Персоналия:
Стрепетова Пелагея Антипьевна
Стрепетова Пелагея Антипьевна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google






Гердт З.Е.
Гердт З.Е.


   Современное представление о театре родилось сравнительно недавно – примерно триста лет назад. Раньше не строились театральные здания, не было постоянных трупп и репертуара. Но это не значит, что театра не было. Древнейшими театральными представлениями на Руси можно считать полуязыческие представления скоморохов, сопровождаемые песнями и плясками. Церковь и княжеская власть жестоко преследовали скоморохов, однако эта народная традиция была очень устойчивой – она просуществовала до XVII века.
    В XVI веке сложился церковный театр, показывавший события Ветхого и Нового Заветов – Пещное действо, Хождение на осляти, Омовение ног.
    В 1672 году при дворе Алексея Михайловича открылся первый в России театр, ставивший пьесы на библейские темы. Ему покровительствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна, но после смерти царя театр закрылся, но в Коломенском построили "комедийную хоромину" (где играла труппа пастора Грегори). В 1702 году по приказу Петра I на Красной площади построили публичный театр на несколько сот зрителей, где играла немецкая труппа Иоганна Кунста. В 1757 году возник университетский театр, но еще в XVII веке поэт драматург Симеон Полоцкий ("О блудном сыне", "О Навуходоносоре" в "школьном театре" при Славяно-Греко-Латинской академии, а Феофан Прокопович в 1705 году поставил свою трагикомедию "Владимир". Наконец, в 1720 году англичанин Медокс поставил на углу Петровки и Петровской (ныне Театральной) площади Петровский театр, где ставились оперы и драмы.
    В Петербурге театральная жизнь началась с приглашения в 1752 году любительской труппы Федора Волкова из Ярославля (основана в 1750). В труппе были первые знаменитости русской сцены – Иван Дмитревский и Яков Шумский, а репертуар включал трагедии А.П. Сумарокова (он был в 1756 – 1757 гг. директором театра), сатирические комедии Фонвизина и Капниста. В конце XVIII – начале XIX веков в усадьбах возникали крепостные театры (Шереметевых, Юсуповых, Воронцовых) и в них были свои "звезды" – Прасковья Ковалева-Жемчугова, Татьяна Шлыкова-Гранатова.
    В XIX веке Российская театральная жизнь резко меняется. В 1806 году учреждаются императорские (казенные) театры. В 1824 основан Малый театр, а в 1825 на месте сгоревшего Петровского театра был построен Большой театр для постановки опер и балетов. В 1832 году в Петербурге был построен Александринский драматический театр.
    В театрах ставились пьесы Шекспира, Шиллера, трагедии Озерова. В них блистали Алексей Яковлев и Екатерина Семенова. Дирекция императорских театров придерживалась классицистического направления, лидером которого был Петр Каратыгин, противившийся романтическому и реалистическому обновлению театра. Эти последние направления в Малом театре представили Михаил Щепкин (корифей русского сценического реализма) и пламенный романтик Павел Мочалов, а в Александринском театре – Александр Мартынов и Варвара Асенкова.
    В середине века к первым шедеврам русской драматургии – пьесам Грибоедова и Гоголя – стали добавляться пьесы А.Н. Островского. Они помогли сформироваться новому поколению артистов, таких, как Ольга и Пров Садовские, великая трагическая актриса Мария Ермолова и Гликерия Федотова в Малом театре, Мария Савина и Полина Стрепетова в Александринском театре. В первые ряды стали выдвигаться некоторые актеры провинциальных театров – Василий Андреев-Бурлак, Николай Рыбаков и Мамонт Дальский. В XIX веке благодаря произведениям Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова изменилось русское оперное искусство. Выдвинулись исполнители главных партий в этих операх – певцы Осип Петров, Анна Воробьева. Успехи русского балета связаны с деятельсностью балетмейстеров Шарля Дидло и Мариуса Петипа, блестящих танцовщиц классического стиля Авдотьи Истоминой, Екатерины Телешовой и Елизаветы Андреяновой.
    Конец XIX – начала XX века отмечено яркой вспышкой творческой активности русских театров, ее приобщением к новым стилевым исканиям. Как ни удивительно, консервативный балет пережил обновление сравнительно рано. Причиной были волшебные балеты Чайковского и работы смелых реформаторов хореографии Льва Иванова и Александра Горского. Но полностью развернулись возможности нового русского балета в "русских сезонах" Дягилева, проходивших в Париже с 1907 года. Мировую славу приобрели Михаил Фокин, Касьян Галейзовский, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Вацлав Нежинский, художники А.Головин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Гончарова. С появлением таких певцов, как Федор Шаляпин, Стравинский, Леонид Собинов опера пережила значительное обновление.
    Наиболее важные результаты принес переворот в судьбах драматического театра. Его подготовили руководители Малого театра Александр Ленский и Александр Южин. Решающее значение имело возникновение новых театров с новой системой режиссуры, актерской игры, сценографии и музыки. Наиболее важным стало возникновение в 1898 году Московского Художественного театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Позже последовали драматический театр в Петербурге, созданный Верой Комиссаржевской с режиссером В. Мейерхольдом, "Старинный театр" Николая Евреинова, "Современный театр" Константина Марджанова, а в Москве – Камерный театр, созданный в 1914 Александром Таировым, а также студии Мейерхольда в Петрограде и Евгения Вахтангова в Москве.
    Общими чертами новых театров были: проблемная драматургия (Чехов, Горький, Ибсен, Шоу, Л.Андреев, Блок, Метерлинк), руководящая роль режиссера в организации спектакля, новая сценография и новая музыка.
    В советский период яркое новаторство продолжалось примерно 15 лет, сопровождаясь демократизацией театра и привлечением таких авторов, как М. Булгаков, В. Вишневский, В. Иванов, Н. Погодин. Но уже в 1930-е гг. новаторские театры стали закрываться (театр Мейерхольда, Еврейский театр Соломона Михоэлса, Камерный театр Таирова); отрыв от международного опыта губительно сказался на творческих поисках. Несмотря на богатые традиции и обилие крупных режиссеров и актеров театр стал терять свои высокие качества.
    Обновление музыкального театра началось с балета, благодаря возвращению из эмиграции Сергея Прокофьева и постановке Леонидом Лавровским балета "Ромео и Джульетта" с участием Галины Улановой, Сергея Кореня и Алексея Ермолаева. Приход в оперные театры крупных режиссеров (Борис Покровский) и дирижеров (Юрий Темирканов, Валерий Гергиев), основание новых оперных сцен (Камерный и Музыкальный театр, Новая опера, "Геликон опера") с 1960-х гг. изменили эту самую застойную область театрального искусства. Но именно в драматическом театре произошел подлинный взрыв общественных настроений, приведший к образованию общественных театров ("Современник" Олега Ефремова
N/A
Анна Павлова
N/A
Стравинский
N/A
Сергея Прокофьева
N/A
Олега Ефремова

    и Галины Волчек, "Театр на Таганке" Юрия Любимова) и к коренной перестройке других (Большой драматический театр Георгия Товстоногова и Малый драматический театр Льва Додлина в Ленинграде).
    В памяти современников остались имена режиссеров: Валентин Плучек, Марк Захаров, Анатолий Эфрос, Рубен Симонов, Иван Берсенев, певцов: Иван Козловский, Сергей Лемешев, Максим Михайлов, Галина Вишневская, Ирина Архипова, артистов балета: Галина Уланова, Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, драматических актеров: Ольга Книппер-Чехова, Ангелина Степанова, Вера Морецкая, Василий Качалов, Игорь Ильинский, Иван Москвин, Михаил Яншин, Николай Симонов.
    Советский период, при его явных и тайных противоречиях, был для театра в целом плодотворен в силу его преданности классическому наследию, высокого уровня работы режиссеров и актеров.
   

Истомина А.И. В роли Флоры. Миниатюра неизвестного художника
Истомина А.И. В роли Флоры. Миниатюра неизвестного художника
Вахтангов Е.Б.
Вахтангов Е.Б.
Павлова А. Пахита
Павлова А. Пахита
Павлова А. Одетта
Павлова А. Одетта
Васильев В. Базиль
Васильев В. Базиль
Пркофьев С.
Пркофьев С.
Мейерхольд В.Э.Фотография
Мейерхольд В.Э.Фотография





 



  (c) портал "Культура России"