Сайты по теме: Театральная жизнь Москвы Театральная афиша Москва Театральная афиша Петербург Центр информационных технологий для театров Театры Москвы Театральные страницы Петербурга "Театральный смотритель"
Произведение:
Шандалы
Персоналия:
Довженко Александр Петрович
Искать то же на: Yandex
Rambler
Google
|
|
|
Современное представление о театре родилось сравнительно недавно – примерно триста лет назад. Раньше не строились театральные здания, не было постоянных трупп и репертуара. Но это не значит, что театра не было. Древнейшими театральными представлениями на Руси можно считать полуязыческие представления скоморохов, сопровождаемые песнями и плясками. Церковь и княжеская власть жестоко преследовали скоморохов, однако эта народная традиция была очень устойчивой – она просуществовала до XVII века.
В XVI веке сложился церковный театр, показывавший события Ветхого и Нового Заветов – Пещное действо, Хождение на осляти, Омовение ног.
В 1672 году при дворе Алексея Михайловича открылся первый в России театр, ставивший пьесы на библейские темы. Ему покровительствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна, но после смерти царя театр закрылся, но в Коломенском построили "комедийную хоромину" (где играла труппа пастора Грегори). В 1702 году по приказу Петра I на Красной площади построили публичный театр на несколько сот зрителей, где играла немецкая труппа Иоганна Кунста. В 1757 году возник университетский театр, но еще в XVII веке поэт драматург Симеон Полоцкий ("О блудном сыне", "О Навуходоносоре" в "школьном театре" при Славяно-Греко-Латинской академии, а Феофан Прокопович в 1705 году поставил свою трагикомедию "Владимир". Наконец, в 1720 году англичанин Медокс поставил на углу Петровки и Петровской (ныне Театральной) площади Петровский театр, где ставились оперы и драмы.
В Петербурге театральная жизнь началась с приглашения в 1752 году любительской труппы Федора Волкова из Ярославля (основана в 1750). В труппе были первые знаменитости русской сцены – Иван Дмитревский и Яков Шумский, а репертуар включал трагедии А.П. Сумарокова (он был в 1756 – 1757 гг. директором театра), сатирические комедии Фонвизина и Капниста. В конце XVIII – начале XIX веков в усадьбах возникали крепостные театры (Шереметевых, Юсуповых, Воронцовых) и в них были свои "звезды" – Прасковья Ковалева-Жемчугова, Татьяна Шлыкова-Гранатова.
В XIX веке Российская театральная жизнь резко меняется. В 1806 году учреждаются императорские (казенные) театры. В 1824 основан Малый театр, а в 1825 на месте сгоревшего Петровского театра был построен Большой театр для постановки опер и балетов. В 1832 году в Петербурге был построен Александринский драматический театр.
В театрах ставились пьесы Шекспира, Шиллера, трагедии Озерова. В них блистали Алексей Яковлев и Екатерина Семенова. Дирекция императорских театров придерживалась классицистического направления, лидером которого был Петр Каратыгин, противившийся романтическому и реалистическому обновлению театра. Эти последние направления в Малом театре представили Михаил Щепкин (корифей русского сценического реализма) и пламенный романтик Павел Мочалов, а в Александринском театре – Александр Мартынов и Варвара Асенкова.
В середине века к первым шедеврам русской драматургии – пьесам Грибоедова и Гоголя – стали добавляться пьесы А.Н. Островского. Они помогли сформироваться новому поколению артистов, таких, как Ольга и Пров Садовские, великая трагическая актриса Мария Ермолова и Гликерия Федотова в Малом театре, Мария Савина и Полина Стрепетова в Александринском театре. В первые ряды стали выдвигаться некоторые актеры провинциальных театров – Василий Андреев-Бурлак, Николай Рыбаков и Мамонт Дальский. В XIX веке благодаря произведениям Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова изменилось русское оперное искусство. Выдвинулись исполнители главных партий в этих операх – певцы Осип Петров, Анна Воробьева. Успехи русского балета связаны с деятельсностью балетмейстеров Шарля Дидло и Мариуса Петипа, блестящих танцовщиц классического стиля Авдотьи Истоминой, Екатерины Телешовой и Елизаветы Андреяновой.
Конец XIX – начала XX века отмечено яркой вспышкой творческой активности русских театров, ее приобщением к новым стилевым исканиям. Как ни удивительно, консервативный балет пережил обновление сравнительно рано. Причиной были волшебные балеты Чайковского и работы смелых реформаторов хореографии Льва Иванова и Александра Горского. Но полностью развернулись возможности нового русского балета в "русских сезонах" Дягилева, проходивших в Париже с 1907 года. Мировую славу приобрели Михаил Фокин, Касьян Галейзовский, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Вацлав Нежинский, художники А.Головин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Гончарова. С появлением таких певцов, как Федор Шаляпин, Стравинский, Леонид Собинов опера пережила значительное обновление.
Наиболее важные результаты принес переворот в судьбах драматического театра. Его подготовили руководители Малого театра Александр Ленский и Александр Южин. Решающее значение имело возникновение новых театров с новой системой режиссуры, актерской игры, сценографии и музыки. Наиболее важным стало возникновение в 1898 году Московского Художественного театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Позже последовали драматический театр в Петербурге, созданный Верой Комиссаржевской с режиссером В. Мейерхольдом, "Старинный театр" Николая Евреинова, "Современный театр" Константина Марджанова, а в Москве – Камерный театр, созданный в 1914 Александром Таировым, а также студии Мейерхольда в Петрограде и Евгения Вахтангова в Москве.
Общими чертами новых театров были: проблемная драматургия (Чехов, Горький, Ибсен, Шоу, Л.Андреев, Блок, Метерлинк), руководящая роль режиссера в организации спектакля, новая сценография и новая музыка.
В советский период яркое новаторство продолжалось примерно 15 лет, сопровождаясь демократизацией театра и привлечением таких авторов, как М. Булгаков, В. Вишневский, В. Иванов, Н. Погодин. Но уже в 1930-е гг. новаторские театры стали закрываться (театр Мейерхольда, Еврейский театр Соломона Михоэлса, Камерный театр Таирова); отрыв от международного опыта губительно сказался на творческих поисках. Несмотря на богатые традиции и обилие крупных режиссеров и актеров театр стал терять свои высокие качества.
Обновление музыкального театра началось с балета, благодаря возвращению из эмиграции Сергея Прокофьева и постановке Леонидом Лавровским балета "Ромео и Джульетта" с участием Галины Улановой, Сергея Кореня и Алексея Ермолаева. Приход в оперные театры крупных режиссеров (Борис Покровский) и дирижеров (Юрий Темирканов, Валерий Гергиев), основание новых оперных сцен (Камерный и Музыкальный театр, Новая опера, "Геликон опера") с 1960-х гг. изменили эту самую застойную область театрального искусства. Но именно в драматическом театре произошел подлинный взрыв общественных настроений, приведший к образованию общественных театров ("Современник" Олега Ефремова
и Галины Волчек, "Театр на Таганке" Юрия Любимова) и к коренной перестройке других (Большой драматический театр Георгия Товстоногова и Малый драматический театр Льва Додлина в Ленинграде).
В памяти современников остались имена режиссеров: Валентин Плучек, Марк Захаров, Анатолий Эфрос, Рубен Симонов, Иван Берсенев, певцов: Иван Козловский, Сергей Лемешев, Максим Михайлов, Галина Вишневская, Ирина Архипова, артистов балета: Галина Уланова, Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, драматических актеров: Ольга Книппер-Чехова, Ангелина Степанова, Вера Морецкая, Василий Качалов, Игорь Ильинский, Иван Москвин, Михаил Яншин, Николай Симонов.
Советский период, при его явных и тайных противоречиях, был для театра в целом плодотворен в силу его преданности классическому наследию, высокого уровня работы режиссеров и актеров.
|
|
|