МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Владимир и Рогнеда
Дата создания: 1769г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Спас нерукотворный
Архангел ("Золотые власа")
Успение
Петр и Павел
Пророк Илия в пустыне

Созданные в то же время
Портрет А.А.Лазаревой

Того же типа
Похищение Европы
Купец
Купчиха за чаем
Портрет И.Б.Кустодиевой
Русская Венера

В том же жанре
На бульваре
Голова Боярыни Морозовой
Сосны, освещенные солнцем
Портрет Н.Я.Дервиз с ребенком
Иван-царевич на сером волке


Произведение
Дама с собачкой
Дама с собачкой


Персоналия
Бородин Александр Порфирьевич
Бородин Александр Порфирьевич


Автор: Лосенко А.П.


   С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной "Владимир и Рогнеда" (ГРМ). Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Новгородский князь Владимир, получив отказ от полоцкой княжны Рогнеды, захватил Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить. Спас Рогнеду ее маленький сын. В картине Лосенко запечатлен момент, когда Владимир сообщает Рогнеде о совершенных в Полоцке злодеяниях и говорит, что она должна стать его женой. Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Художник морализирует, стремясь доказать, что человечность возобладала в князе над произволом.
    Центральная роль в картине отведена, естественно, Владимиру и Рогнеде. Их фигуры выделены светом, цветовыми пятнами. Художник подчеркивает переживания героев выразительностью жестов и поз, особенно заметной в сравнении со статуарностью женских фигур и тяжеловесностью воинов Владимира.
    Картина "Владимир и Рогнеда" положила начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Кроме того, была определена нравственная позиция трактовки исторических событий, которая отвечала передовым взглядам русского общества, осуждавшего произвол и насилие. Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии, "видя превосходный талант" автора, избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.27



Лосенко Антон Павлович




 



  (c) портал "Культура России"