МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Дата создания: Первая четверть XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Апостол Павел. Из деисусного чина
Рождество Христово
Евангелие из Елеазарова монастыря
Преображение. Икона из ярославского Спасо-Преображенского собора
Никола с житием

Созданные в то же время
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Того же типа
Похищение Европы
Купец
Купчиха за чаем
Портрет И.Б.Кустодиевой
Русская Венера

В том же жанре
Богоматерь "Умиление" из Успенского собора
Св. Параскева, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий
Дмитрий Солунский
Ветхозаветная Троица
Илья пророк


Произведение
Тени  забытых предков
Тени забытых предков


Персоналия
Рахманинов Сергей Васильевич
Рахманинов Сергей Васильевич


Андрей Рублев. Апостол Павел. Икона деисусного чина  иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Андрей Рублев. Апостол Павел. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Автор: Андрей Рублев (?), Даниил Черный


   Наиболее поздние из дошедших до нас работ Рублева датируются второй половиной третьего десятилетия XV века, когда художник находился уже в преклонном возрасте. Это несколько икон, входящих в состав иконостаса Троице-Сергиева монастыря (Сергиев Посад). По свидетельству Пахомия Логофета, игумен этого монастыря Никон обратился незадолго до своей смерти (Никон умер 17 ноября 1427 года) к Даниилу и его другу Андрею с предложением расписать построенный им Троицкий собор. Предчувствуя свою близкую кончину, он торопил художников с окончанием работы. Тот же Пахомий утверждает, что спешный заказ Никона был выполнен силами не одних Даниила и Андрея, но и "неких с ними", "зело различными подписанми удобривше" церковь.
    Троицкий иконостас включает в себя деисусный чин из пятнадцати фигур, обширный цикл "праздников", пророческий ярус и праотеческий ярус. За исключением икон последнего ряда, все остальные относятся к рублевскому времени. Следует отметить появление пророческого яруса. Рядом с владимирским иконостасом это самый ранний пример икон подобного рода. Наличие пророческого яруса говорит о неуклонном разрастании русского иконостаса, приобретавшего с годами все большие размеры и все больший монументальный размах. Изучая иконы троицкого иконостаса, легко убеждаешься в том, что здесь работала большая артель, причем далеко не все входившие в ее состав иконописцы имели прямое отношение к мастерской Рублева. Некоторые из них вышли из других художественных течений, часть принадлежала к старшему поколению, крепко связанному с традициями XIV века, иные были молоды по возрасту и тяготели не столько к прошлому, сколько к будущему. Работы этих молодых мастеров особенно интересны, так как они показывают, в каком направлении развивалась московская живопись на протяжении 20х годов XV века, когда начали намечаться такие стилистические сдвиги, которые нашли логическое завершение в искусстве Дионисия. Среди икон деисусного чина наиболее близкими к Рублеву являются "Архангел Гавриил" и "Апостол Павел"
N/A
"Апостол Павел"

   . Обе эти иконы выделяются своим высоким качеством. Фигура Павла мастерски вписана в прямоугольник доски. Она крепко стоит на ногах, в ее позе есть что-то решительное и волевое. Здесь искусство Рублева поворачивается к нам своей мужественной гранью. Но самое примечательное, как естественно с этой мужественностью сочетается душевная мягкость. В истолковании Андрея Рублева Павел выступает и борцом за христианскую церковь и добрым учителем, всегда готовым протянуть руку помощи. Его умное лицо, напоминающее лицо Павла из звенигородского чина, говорит о душевной стойкости и силе характера. Много "рублевского" и в фигуре апостола Петра, к сожалению, дошедшей до нас в плохом состоянии. Эта фигура восходит к прориси аналогичной иконы из деисусного чина в Благовещенском соборе, свидетельствуя о широкой популярности его иконостаса у московских художников. Это подтверждает также икона "Архангел Михаил", воспроизводящая с незначительными изменениями аналогичную икону из того же благовещенского иконостаса. Среди икон праздничного ряда наблюдается еще большая разностильность. В выполнении их Рублев почти не принимал участия, зато здесь бок о бок работали и мастера старшего поколения, и более молодые художники. Одному из последних принадлежит "Явление ангела женам-мироносицам", отмеченное печатью особого изящества. Его мироносицы привлекают своей грацией, его ангел полон женственности. Художник виртуозно владеет силуэтом, обладающим чарующей глаз ритмичностью, он прекрасно умеет согласовать пейзаж с фигурами. Чтобы в этом убедиться, достаточно проследить за линиями крыльев ангела и за, вторящими им, линиями гор. Все эти линии направляют взгляд зрителя от ангела к мироносицам. В свою очередь склоненные вправо головы мироносиц, идущая вниз диагональ передней левой горки, изогнутая линия пещеры и наискось поставленный саркофаг ведут взгляд в обратном направлении — от мироносиц к ангелу. Благодаря этому встречному потоку линий фигуры мироносиц и ангела оказываются теснейшим образом друг с другом связанными. Такими приёмами художник достигает большей слитности композиции. Фигуры он трактует очень плоско, делая главный упор на мягкую струящуюся линию. В его изысканном, чуть сентиментальном искусстве нет и следа от живописных традиций XIV века. В частности, он заменяет энергичные, сочные блики и движки нежными плавями, а в подборе красок сознательно избегает резких и сильных контрастов, объединяя гамму общим серебристым тоном. Автор иконы несомненно знал искусство Рублева, на внимательном изучении которого он сложился как художник. Но во многом он и отошел от Рублева. В его работах (а ему принадлежит также "Распятие" из этого же праздничного ряда) обнаруживаются несвойственные Рублеву черты — граничащая с сентиментальностью мягкость, несколько внешнее увлечение линией и цветом, тяга к изящной форме. Это делает автора "Распятия" и "Явления ангела женам-мироносицам" отдаленным предшественником Дионисия.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9

Школа Рублева. Явление ангела женам-мироносицам. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Школа Рублева. Явление ангела женам-мироносицам. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры


Рублев Андрей




 



  (c) портал "Культура России"