МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Шестоднев
Дата создания: Первая четверть XVI века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Тополя
Грачи прилетели
Заброшенная мельница
Кипарисы в Крыму
Крымские горы зимы

Созданные в то же время
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Распятие
Шестоднев
Сергий Радонежский с житием

Того же типа
Спас
Богоматерь из Деисуса
Успение из праздничного чина
Чудо Георгия о змие
Иоанн Предтеча из Деисуса

В том же жанре
Борис и Глеб
Борис и Глеб на конях
Спас
Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского


Произведение
Церковь Троицы в селе Александровском
Церковь Троицы в селе Александровском


Персоналия
Раневская Фаина Григорьевна
Раневская Фаина Григорьевна


Автор: Круг Дионисия


   Ближайшему последователю Дионисия принадлежит известная икона Третьяковской галереи — так называемый "Шестоднев". Его сложная композиция возникла под прямым воздействием "Шестоднева" Кирилла Философа, представляющего назидательные поучения на шесть дней недели. Верхнее левое клеймо с изображением сошествия во ад символизирует всю неделю, размещенный рядом "Собор архангелов" относится к понедельнику, следующие далее композиции связываются со вторником ("Крещение"), средой ("Благовещение"), четвергом ("Омовение ног"), пятницей ("Распятие") и субботой всех святых (десять закругленных кверху клейм с изображением блаженных, апостолов, преподобных, святителей, пророков, врачей-безмездников, преподобных жен, мучеников и мучениц). В центре дана фигура Еммануила во славе, окруженного Богоматерью, Иоанном Предтечей и собором архангелов. Эта дробная композиция, казалось бы не поддающаяся объединению, увязывается в единое целое с помощью красок, среди которых доминирует чистый белый цвет. В сочетании с кораллово-розовыми, бледно-фисташковыми и соломенно-желтыми тонами он проходит лейтмотивом через всю колористическую гамму, легкую и воздушную.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.40



Дионисий




 



  (c) портал "Культура России"