МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Ярославская Оранта
Дата создания: 20-е годы XIII века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Фрески церкви Федоровской Богоматери
Портрет К.А.Хрипунова
Портрет Хрипуновой
Портрет императрицы Екатерины II
Портрет В. И. Майкова

Созданные в то же время
Ярославская Оранта

Того же типа
Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрагмент
Спас нерукотворный
Архангел ("Золотые власа")
Успение
Петр и Павел

В том же жанре
Богоматерь Ярославская
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Митрополит Алексий
Митрополит Петр


Произведение
Меншикова башня
Меншикова башня


Персоналия
Бондаренко Илья Евграфович
Бондаренко Илья Евграфович


Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта). Икона из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря
Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта). Икона из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря


   К ярославским иконам относятся такие шедевры древнерусской станковой живописи, как икона "Ярославская Оранта" ("Знамение Божьей матери", или "Великая Панагия"), происходящая из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря и обычно датируемая 20-ми годами ХШ века.
    Прототипом так называемого "Знамения Божьей матери" — иконописной композиции, получившей распространение на Руси уже в ХП веке, — явилась византийская Оранта. Но русские художники, обращаясь к этому иконографическому типу на протяжении многих веков, значительно его видоизменили.
    Ярославское "Знамение" лишь слегка
по композиции напоминает классический прототип, и его эмоциональный строй совершенно иной. Русский мастер великолепно сочетает величественность и монументальность с динамикой и эмоциональностью образа, наделяя его яркой праздничностью и жизнеутверждающим характером. На золотом фоне на красном подножье возвышается могучая, спокойная фигура Богоматери в темно-зеленом одеянии с золотыми пробелами крупных складок, в пурпурном мафории, украшенном жемчужными запонами. Лик Богоматери спокоен и сосредоточен. Розовый тон лица сообщает ему мягкость и нежность. На груди Богоматери помещен медальон с изображением Христа Эммануила — в этом жива византийская схема. Но четкая форма медальона нарушена очертаниями раскрытых рук юного Христа, слегка подавшегося вперед; более свободный жест заменил каноническое благословение. Колорит иконы построен на контрасте столь любимых ярославцами тонов: темно-зеленого, пурпурно-коричневого и золотого.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.10



Богоматерь Толгская
Спас Златые Власы
Богоматерь Толгская (поясная)




 



  (c) портал "Культура России"