МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Богоматерь Толгская
Дата создания: Начало XIV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Минусинская степь
Некрасов в период "Последних песен"
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Московский дворик
Рожь

Созданные в то же время
Спас Ярое Око
Богоматерь Толгская
Богоматерь Толгская (поясная)
Борис и Глеб
Богоматрь Одигитрия

Того же типа
Царевна-Лебедь
Заморские гости
Портрет Мики Морозова
Портрет М.Н.Ермоловой
Автопортрет на охоте

В том же жанре
Георгий
Спас нерукотворный
Архангел ("Золотые власа")
Успение
Петр и Павел


Произведение
Окраина
Окраина


Персоналия
Даргомыжский Александр Сергеевич
Даргомыжский Александр Сергеевич


Богоматерь Толгская (тронная). Икона из Толгского монастыря
Богоматерь Толгская (тронная). Икона из Толгского монастыря


   Особенно привлекательны среди произведений конца XIII - начала XIV вв. иконы Толгской Богоматери. Наиболее ранняя из них, так называемая "Тронная", была создана в самом начале XIV века и позднее передана в Толгский монастырь. Богоматерь изображена восседающей на троне с младенцем на руках, над ней — два летящих ангела. Классический византийский иконографический тип, называемый "Умиление", под кистью русского мастера приобрел особую теплоту и непосредственность.
    Вторая икона Толгской Богоматери (поясная), "явившаяся", как
говорит легенда, ярославскому епископу Прохору в лесу на берегу Волги, почиталась как чудотворная. Ее выносили во время крестных ходов в дни праздников и бедствий. Видимо, ее выполнение относится к началу XIV века, когда Прохором был основан на месте "явления" иконы Толгский монастырь (1314). Икона представляет собой вариант большой "Тронной", но в то же время видно, что художник был знаком со знаменитой иконой Владимирской Богоматери, привезенной из Константинополя еще в ХII веке. Имея перед собой в качестве образца две весьма прославленные и почитаемые иконы, ярославский мастер создал свой вариант на тему "Умиления".
    Образ Толгской Богоматери (малой) отличает необычайная экспрессия и напряженный психологизм. Здесь нет той покорности судьбе и той безграничной печали, которые видны на прекрасном лике Владимирской Богородицы. Скорбь и гнев, отчаяние и душевная стойкость, страдание и материнская нежность слились в единый сплав, создав незабываемый образ. Если на иконе Владимирской Богоматери младенец изображен кротким и нежным, то здесь его образ драматичен. Изысканный колорит, построенный на сочетании темно-вишневых, черно и изумрудно-зеленых и золотистых тонов, положенных на серебристый фон, смелые белильные пробела — все говорит о большом таланте и самобытности ярославского художника.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.10



Ярославская Оранта
Илья Пророк в пустыне
Богоматерь Толгская (поясная)




 



  (c) портал "Культура России"