МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Георгий
Дата создания: Конец XI века н.э.


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Иоанн Предтеча. Из деисусного чина
Богоматерь Ярославская
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля

Созданные в то же время
Георгий
Успенский собор Елецкого монастыря

Того же типа
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Илья Пророк в пустыне
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Фрески церкви Воскресения в Ярославле
Никола Зарайский. Житийная икона

В том же жанре
Богоматерь Толгская
Богоматерь Толгская (поясная)
Спас из Елеазарова монастыря
Борис и Глеб
Спас


Произведение
Блюдо. Завод Гребенщикова, Москва
Блюдо. Завод Гребенщикова, Москва


Персоналия
Вертинский Александр Николаевич
Вертинский Александр Николаевич


Георгий. Успенский собор Московского Кремля
Георгий. Успенский собор Московского Кремля


   Старейшими из хранящихся сейчас в соборе икон следует считать "Богоматерь Умиление" и поясное изображение юного воина Георгия, созданные в XII веке. Долгие годы скрытая массивным окладом конца XIX века потемневшая икона "Богоматерь Умиление" находилась в южном пристенном иконостасе собора. Только осенью 1965 года была сделана первая пробная расчистка. А когда были сняты четыре слоя позднейших записей, то открылось редкое произведение домонгольского периода. Построенная на сочетании голубого, красно-коричневого и золотого тонов, икона привлекает своей тихой красотой. По мнению специалистов, трогательный своей непосредственностью и искренностью образ Марии —древнейший среди известных русских икон такого типа.
    В образе Георгия безвестный художник сумел воплотить народный идеал воинской доблести. Чуть тронуто румянцем молодое спокойное лицо. Огромные глаза смотрят открыто и прямо. В этом взгляде ощущается воля и сила. Алый плащ, схваченный бантом на правом плече, едва прикрывает стальной пластинчатый доспех. Правой рукой воин сжимает копье. Слева у пояса виден боевой меч. Икона эта стала известна только в 1935 году, когда возникла необходимость укрепить красочный слой на доске XIV века с изображением "Богоматери Одигитрии". Тогда обратили внимание на то, что на обороте доски есть тоже следы какой-то неизвестной живописи. После расчистки и открылось изображение Георгия.

Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М.. Искусство. 1987. С.159






 



  (c) портал "Культура России"