МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Дата создания: 1673г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Спас в силах из Успенского собора во Влалимире
Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Архангел Михаил с житием
Спас в силах

Созданные в то же время
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле

Того же типа
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Митрополит Алексий
Митрополит Петр
Георгий с житием

В том же жанре
Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом
Фрески церкви Спаса на Ильине улице
Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле


Произведение
Горе уму
Горе уму


Персоналия
Федотова Гликерия Николаевна
Федотова Гликерия Николаевна


Шествие на Голгофу. Фреска церкви Николы Мокрого
Шествие на Голгофу. Фреска церкви Николы Мокрого
Автор: Гурий Никитин


   Николо-Мокринский храм хорошо известен своими росписями. Созданные в 1673 году — на семь лет раньше ильинских, — они, несомненно, близки им. Последнее обстоятельство позволяет некоторым исследователям предполагать, что главным творцом росписи церкви Николы Мокрого был Гурий Никитин, которого после завершения этой работы купцы Скрипины пригласили расписать храм Ильи Пророка. Летописных источников, касающихся автора живописи, к сожалению, не сохранилось.
    Система росписи в церкви Николы Мокрого более традиционна, чем в храме Ильи
Пророка и даже в церквях Рождества Христова и Николы Надеина. Северная и южная стены разбиты по горизонтали на пять ярусов, из которых нижний, орнаментальный, особенно широк — около двух метров. Внизу традиционная пелена. В трех верхних фризах очень подробно, с введением большого количества бытовых эпизодов, излагается житие и чудеса Николы. Нижний ряд, как и в росписи Спасо-Преображенского собора, занят большими картинами Вселенских соборов. Все сюжеты евангельского цикла вынесены в алтарную часть.
    В композиции фризов нет той стремительной динамики, которой отличаются ильинские росписи. Художник словно боится окончательно порвать с традиционным делением на отдельные сцены, примыкающие друг к другу. Поэтому интересные и мастерски скомпонованные композиции, переходящие со стен на откосы окон, все же сохраняют некоторую замкнутость и отделяются от соседних сцен элементами пейзажа, архитектуры и т. п.
    Символическое изображение Страшного суда как неотвратимой кары для рода людского в русской живописи XVII века переживает существенную трансформацию. Внимание художника привлекают уже не только сопоставление сил небесных и сил зла как двух противоборствующих начал, а и сам человек, сочетающий в себе добро и зло.
    Так появляется новая символическая фигура — "Милостивый блудник" (в образе юноши, привязанного к столбу, находящемуся между адом и раем). Она символизирует нечто среднее между грешником и праведником, допуская тем самым новую оценку человеческой личности со всеми ее противоречиями. Рождается идея возможности искупления и прощения грехов человеческих, что вносит в мрачную картину Всевышнего суда ноту надежды.
    В сцене "Страшный суд" "Милостивый блудник" занимает существенное место, о чем свидетельствуют его положение, масштаб фигуры, детальность ее проработки. Художник наделил этот образ гармонической красотой и внутренним покоем. В то же время образы грешников, отправляемых в ад, полны трагизма.
    Привлекает внимание цикл росписей в алтарной части, посвященных "страстям Христовым", в которых наряду с некоторой помпезностью, характерной для живописи XVII века, видно стремление к передаче драматичности ситуации, к психологизму в трактовке образов действующих, лиц, как, например, в сцене "Шествие на Голгофу".
    Колорит фресок храма Николы Мокрого построен на сочетании золотисто-желтоватых тонов охры с красно-коричневыми, терракотовыми оттенками; их дополняют темно-коричневый, зеленый, синий и белый цвета. Свободные плавные линии, которыми очерчены фигуры в смелых ракурсах, говорят о большом мастерстве знаменщика. Великолепно композиционное решение сцен, размещенных в простенках между окнами и переходящих на широкие вогнутые откосы. Каждая из трех частей этих сцен может восприниматься как самостоятельная, и все три вместе составляют сложную, но безукоризненную композицию. Большим изяществом отличаются фигуры князей-воинов, помещенные в три яруса на столбах.
    Ансамбль храма Николы Мокрого и церкви Тихвинской Богоматери вводят нас в ярославское искусство второй половины XVII века.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.51

Жены мироносицы у гроба. Фрагмент росписи  церкви Николы Мокрого
Жены мироносицы у гроба. Фрагмент росписи церкви Николы Мокрого


Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Росписи церкви Иоанна Златоуста в Коровниках




 



  (c) портал "Культура России"