МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Василия на Горке в Пскове
Дата создания: 1413г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Василия на Горке в Пскове
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Благовещенский собор Московского Кремля

Созданные в то же время
Церковь Василия на Горке в Пскове

В том же жанре
Церковь Покрова на Нерли
Пятницкая церковь в Чернигове
Дмитровский собор во Владимире
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Успения на Волотовом поле


Произведение
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице


Персоналия
Ефремов Олег Николаевич
Ефремов Олег Николаевич


Церковь Василия на Горке в Пскове
Церковь Василия на Горке в Пскове


   Церковь служит прекрасным примером для характеристики творчества псковских мастеров. Этот обычный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм с закомарами на фасадах и асимметричными приделами еще проникнут духом старых традиций. Его приподнятые подпружные арки, не выявленные в композиционной структуре фасадов, усиливают свободу внутреннего пространства.
    В псковской архитектуре было выработано несколько вариантов подобного рода храмов. Отесанные углы столбов свидетельствуют, что при компактности объемов и скромных размерах внутреннего пространства зодчие стремились сделать их более свободными
и вместительными.
    Особую заботу псковские мастера проявляли по отношению к "звучности" церквей, к их акустическим качествам. Для этого в кладку верхних частей стен они укладывали набок большое количество глиняных кувшинов — "голосников", — обращая их открытые узкие горловины в сторону внутреннего пространства храмов. Глиняные горшки, ставившиеся друг на друга в шахматном порядке дном вверх, вводились и в кладку барабанов псковских церквей. Как и в храмах Новгорода, это свидетельствовало о незаурядных инженерных познаниях их строителей.
    Простой и ясный вкус псковичей, их склонность к целесообразности и скромной простоте ярко отразились и в художественном облике многочисленных построек Пскова. Сложенные из местной известняковой плиты девонского происхождения, псковские храмы отличаются крупным масштабом, простотой объемов и их общей асимметричностью. Они еще более пластичны и живописны, нежели новгородские. Их стены не абстрактные геометрические плоскости, а живописные и очень мягкие поверхности, придающие объемам материальность и весомость. Зодчие не стремились к абсолютной правильности вертикальных прямых и четкости углов, а несколько сужали храмы кверху, что делало их значительнее и несколько больше, чем на самом деле.

Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972. С.20



Троицкий собор в Пскове




 



  (c) портал "Культура России"