МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Вознесения в Коломенском
Дата создания: 1532г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Меншикова башня
Петропавловская крепость
Лефортовский (Меншиковский) дворец
Летний дворец
Меншиковский дворец

Созданные в то же время
Церковь Вознесения в Коломенском
Евангелие из Елеазарова монастыря

В том же жанре
Пятницкая церковь в Чернигове
Дмитровский собор во Владимире
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Успения на Волотовом поле
Церковь Федора Стратилата на Ручью


Произведение
Скульптура
Скульптура "Ищутся"


Персоналия
Герасимов Сергей Аполлинариевич
Герасимов Сергей Аполлинариевич


Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения в Коломенском
Автор: Петрок Малый (?)


   Гениальным архитектурным произведением шатрового типа является церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная Василием III в честь рождения долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). В ней идеи единства, динамического нарастания и свободного взлета, скромно проявившиеся в сооружениях раннемосковской архитектуры, получили новое истолкование и законченное архитектурное выражение. Волей безвестного гения с крутого берега Москвы-реки взметнулся ввысь храм невиданной смелости и изумительной красоты. Словно каменные корни, раскинулись по земле живописные марши его лестниц, ведущих на гульбище. С предельной напряженностью устремился к облакам его могучий крестообразный в плане "столп", увенчанный ярусной системой убывающих кокошников. Подобно стреле неудержимо рвется ввысь его одетый в каменную сетку гигантский шатер, опирающийся на стройный восьмерик. И уже совсем растворяется в воздухе его небольшая, почти незаметная главка, увенчанная крестом. Глубокая насыщенность художественного образа, гармонично сочетающего новое с важнейшими достижениями русской архитектуры прошлого, монументальная простота, органическое единство масс, предельная острота силуэта, стройность "спаянных" объемов, безупречные пропорции, изящество форм и лаконизм деталей — все это ставит Вознесенскую церковь в первый ряд выдающихся произведений мировой архитектуры. В динамике стремительного взлета совершенно стерлось церковное назначение этой удивительной постройки. На небольшом основании, занимающем крайне ничтожную площадь, зодчий поставил не храм, а торжественный обелиск, уподобив его гигантскому сталагмиту. Явившийся наиболее ярким архитектурным выражением значительного этапа в развитии русской государственности, шатровый храм быстро получает затем самую широкую распространенность, а непревзойденная по своей изумительной красоте, изяществу архитектурных форм и силе эмоционального воздействия церковь Вознесения в Коломенском, воздвигнутая "вверх на деревянное дело", превращается в художественный идеал многих русских зодчих.

Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972. С.20






 



  (c) портал "Культура России"