МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Николы Надеина в Ярославле
Дата создания: 1620г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Благовещенский собор Московского Кремля
Церковь Ризположения в Московском Кремле
Грановитая палата в Московском Кремле
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря

Созданные в то же время
Церковь Николы Надеина в Ярославле

В том же жанре
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Церковь Василия на Горке в Пскове
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве
Успенский собор Московского Кремля


Произведение
Георгий
Георгий


Персоналия
Державин Гавриил Романович
Державин Гавриил Романович


Иконостас церкви Николы Надеина
Иконостас церкви Николы Надеина


   Первым после разгрома интервенции и восстановления деловой жизни в Ярославле был сооружен большой каменный храм, посвященный Николаю Мирликийскому. Церковь была поставлена в 1620—1622 годах Надеем Светешниковым, одним из самых богатых купцов (так называемых "государевых гостей"), который не раз ссужал займами царскую казну. По имени купца храм стал называться Надеинским.
    Храм восхищал горожан своим великолепием, поднимаясь сказочным видением над темной низкой деревянной застройкой деловой части Земляного города. Первоначальный облик Николо-Надеинского храма значительно
отличался от его настоящего вида. Массивный куб, поднятый на высокий подклет, был увенчан торжественным пятиглавием и окружен двухъярусной открытой аркадой паперти. Низкая колокольня, поставленная в северо-западном углу, завершала сложный объем церкви. В немногочисленных простых и строгих деталях убранства ее фасадов чувствуются традиции зодчества XVI века.
    В архитектуре торжественно-монументального и еще достаточно компактного по объему Николо-Надеинского храма несомненно проявилось значительное влияние московских памятников предшествующего века. Возможно, мастера, создавшие его, были приглашены Светешниковым из Москвы, где он часто бывал по делам и на царских приемах. Но в строгую каноническую московскую систему храма уже внесены элементы свободной компоновки объемов, ставшей характерной чертой ярославской архитектуры середины XVII века. Это проявилось в асимметричной постановке колокольни, в акцентировании самостоятельности маленького придела Благовещения—домовой церкви Светешникова.
    Большой многочастный храм был предназначен для праздничных, полных театрального пафоса богослужений и для будничных каждодневных служб. Этому назначению отвечали его главный большой, почти квадратный зал для молящихся, отделенный высоким иконостасом от алтарной части, и два маленьких придела, которыми заканчивались на востоке северный и южный концы паперти.
    Наиболее интересным является северный Благовещенский придел, представлявший собой маленькую домовую церковь с отдельной закрытой папертью, уставленной скамьями. Он перекрыт высоким сводом, снаружи украшенным кокошниками, и увенчан легкой главкой на высоком барабане. Южный придел, сооруженный позднее, более простой и низкий. Высокий подклет самой церкви использовался Светешниковыми как склад для товаров и казны.
    Позднее, в связи с тем, что перекрытие храма не выдерживало тяжести пятиглавия, боковые главы были убраны. Колокольню надстроили и перекрыли высоким шатром с двумя рядами слухов. Открытую аркаду переделали в закрытую паперть с широкими окнами и скамьями, что позволило использовать ее в значительной мере как место общественных, деловых встреч предприимчивых ярославцев. Так храм утратил свои первоначальные черты, роднившие его с московскими памятниками предшествующего столетия, но приобрел типичные особенности, характерные для первого периода ярославской архитектурной школы XVII века.
    Свободная живописная пространственная композиция этого маленького ансамбля, как и уравновешенная асимметрия в расположении его частей, доказывает логичность самостоятельного мышления ярославских строителей. Об этом же свидетельствует и четкий масштабный строй всех объемов храма, среди которых наиболее крупным и монолитным является главный куб, а самым высоким — колокольня.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.51

Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле


Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Рождества Христова на Волге в Ярославле




 



  (c) портал "Культура России"