МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Рождества Христова на Волге в Ярославле
Дата создания: 1635г. - 1660г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Дворец в Боголюбово
Успенский собор во Владимире-Волынском
Золотые ворота
Церковь Покрова на Нерли

Созданные в то же время
Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"
Церковь Георгия в Ендове
Богоматерь Толгская. Икона из Толгского монастыря

В том же жанре
Церковь Покрова на Нерли
Пятницкая церковь в Чернигове
Дмитровский собор во Владимире
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Успения на Волотовом поле


Произведение
Церковь всех Святых
Церковь всех Святых "на Кулишках"


Персоналия
Гердт Зиновий Ефимович
Гердт Зиновий Ефимович



   Неподалеку от храма Ильи Пророка стоит церковь Рождества Христова. Ее постройка закончена в 1644 году на средства купеческой династии Назарьевых—Гурьевых.
    Спустя десять с лишним лет, уже в 1650—1660 годах, над воротами церковной ограды возвели высокую шатровую колокольню-церковь, которая представляет собой уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней единственный в своем роде и самый живописный в Ярославле ансамбль.
    Церковь Рождества мало чем отличается
по первоначальной планировке от ранее сооруженного храма Николы Надеина. Основной куб, покрытый по закомарам и увен1анный традиционным пятиглавием, поднят на высокий подклет, в котором была устроена теплая зимняя церковь. В нее ведет резной портал. С трех сторон храм окружала первоначально открытая, а позднее перестроенная в закрытую галерея-паперть, оканчивающаяся на востоке и западе двумя приделами. У западной паперти стоит высокое крытое крыльцо.
    К юго-западному углу церкви пристроен самостоятельный Казанский придел, напоминающий квадратную башню, перекрытую четырехскатной кровлей, увенчанной главой с ажурным, необычайно нарядным крестом, так называемым "корсунским". Последуй представляет собой превосходное изделие ярославских кузнецов.
    К западной стороне Казанского Придела примыкала небольшая узкая галерея с арочками, позднее заложенными. Видимо, из нее шел крытый ход в церковь-колокольню.
    Отделка фасадов храма значительно богаче, чем у ранее построенной Николо-Надеинской церкви. Усложнен и развит рисунок наличников и ширинок, а карниз, значительно увеличенный, приобрел вид широкого пояса. Особенно оригинален декоративный изразцовый фриз с надписью о создании храма, опоясывающий центральный куб у основания закомар венчающего его пятиглавия. Поливные изразцы употреблены не только в орнаментальном декоре храма, ими были покрыты также главы. Глазурованные плитки желтых и зеленых оттенков, различной кривизны и размеров точно соответствовали конфигурации глав.
    Но самой яркой достопримечательностью ансамбля Рождественского храма является колокольня с проездными воротами и надвратной церковью, поставленная перед западным фасадом. В ее архитектуре слились древние традиции и новые веяния. Колокольня Рождественской церкви — пример смелых поисков пространственного решения композиции.
    Необычайно декоративны и пластичны многочисленные элементы этого сооружения. В нижней части расположена традиционная трехпролетная входная арка. Над ней находится квадратная в плане церковь. Ее окружает с трех сторон открытая галерея-паперть с кувшинообразными столбами. К западным углам надвратного храма примыкают круглые декоративные столбы с оригинальными завершениями, по форме напоминающими островерхие шапки. Подобная форма в русском зодчестве нигде более не встречается. Уравновешивая композицию, у восточных углов храма стоят две высокие башенки с пирамидальными верхами, напоминающие по силуэту шатровые приделы ярославских храмов. В южной башенке находился механизм стенных часов, а в северной — вход на колокольню. Западный фасад колокольни-церкви, обращенный на улицу, в противоположность восточному, повернутому к храму Рождества, обильно украшен рельефными узорами. Над четвериком церкви возвышается восьмерик с открытой аркадой, где висели колокола. Высокий легкий шатер с тремя рядами слухов, увенчанный маленькой главкой на тонком барабане, завершает колокольню. Так стремление к декоративности, к причудливой сказочной образности и свободное живописно-пространственное построение привели к тому, что скромная по своему значению надвратная часовня-церковь превратилась в самобытный архитектурно-пластический ансамбль.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.51



Фрески церкви Рождества Христова на Волге в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Ильи Пророка в Ярославле




 



  (c) портал "Культура России"