МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске
Дата создания: 1191г. - 1194г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Грановитая палата в Московском Кремле
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Церковь Зачатия Анны "Что в углу"
Трапезная Андроникова монастыря

В том же жанре
Церковь Филиппа митрополита
Церковь Троицы в селе Александровском
Церковь Большого Вознесения на Никитской
Никольский Морской собор
Казанский собор


Произведение
Церковь Рождества Богоматери
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"


Персоналия
Айвазовский Иван Константинович
Айвазовский Иван Константинович



   Строя небольшие четырехстолпные и частично шестистолпные церкви из тонкого кирпича-плинфы как в самом городе, так и в его окрестностях, смоленские зодчие довольно быстро отходят от традиционных статичных и как бы замкнутых в себе крестовокупольных храмов, обработанных простыми по профилю, но крупными по размерам лопатками, к которым, как и в киевских храмах XI века, были "пристроены" круглые полуколонки. Их больше привлекали церковные сооружения, лишенные канонического "стандарта", с напряженной динамикой и ярусностью. К возведению таких сооружений, отличавшихся монументальностью и сдержанной простотой, они подходили с большой технической выдумкой и художественной смелостью. В связи с этим при единстве общей схемы построения смоленские храмы XII—XIII веков отличались друг от друга разнообразием композиции. Глубокие теневые пятна "утопленных" порталов, скромные бровки над проемами окон и сочные аркатурные пояса в верхних частях фасадов, в ряде мест замененные кирпичным узором из крестов, подчеркивали пластичность и суровость стен этих сооружений. Видное место среди них занимала церковь Михаила Архангела (Свирская), поставленная во дворе князя Давида Ростиславича (1191—1194). Строгий и симметричный объем этого величественного храма, восхищавшего современников как внешней красотой, так и богатством внутреннего убранства, находился в могучем, обращенном ввысь движении. Он был усложнен примыкавшими по сторонам притворами, которые вместе с высокой и сильно выступавшей апсидой подчинялись основному объему, снабженному трехлопастным завершением по фасадам, отражающим снаружи конструктивную сущность внутренних сводчатых перекрытий, и увенчан как бы "вздернутым" барабаном главы с декоративными "закомарами" — кокошниками у его основания.
    Излюбленным приемом обработки подобных храмов стали уже не лопатки с полуколонками, а сложнопрофилированные "пилястры", подчеркивавшие вертикальность их композиционного построения. Вместе с этим отличительную особенность смоленской школы зодчества составляла техническая рецептура приготовления связующего раствора, в состав которого смоленские строители помимо цемянки вводили еще и древесную золу. В общем развитии древнерусского строительного искусства XII—XIII веков архитектурная школа Смоленска сыграла выдающуюся роль.

Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972. С.14



Троицкий собор в Пскове
Церковь Спаса на Нередице
Пятницкая церковь в Чернигове




 



  (c) портал "Культура России"