МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Покрова на Нерли
Дата создания: 1165г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Адмиралтейство
Александринский театр
Театральная улица
Исаакиевский собор
Дворец на Елагином острове

Созданные в то же время
Церковь Покрова на Нерли

В том же жанре
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Благовещенский собор Московского Кремля
Церковь Ризположения в Московском Кремле


Произведение
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Успенский собор на Городке в Звенигороде


Персоналия
Бондарчук Сергей Федорович
Бондарчук Сергей Федорович


Церковь Покрова на Нерли. Фрагмент интерьера
Церковь Покрова на Нерли. Фрагмент интерьера


   Построена из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским "за одно лето" в 1165г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Относится к типу четырехстолпного одноглавого придворно-княжеского храма. Первоначально была обнесена галереей на аркадах, с которой был вход (через дверь в южной стене) на хоры. Древняя глава имела полусферическую форму (луковичная глава устроена в XVII в.). По стройности пропорций, изяществу силуэта, поэтичности архитектурного образа, оригинальности скульптуры представляет один из шедевров мирового зодчества. По реконструкции Н. Н. Воронина, вход на галерею был внутри башни у юго-западного угла (галерея и башня разобраны в XVIII в.). Реконструкции других авторов менее убедительны. Лопатки с полуколонками делят каждый фасад на три части и переходят в закомары. Многоступенчатая профилировка лопаток, перспективных порталов и оконных проемов создает впечатление пластичности здания. Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и зооморфные мотивы. Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов является царь Давид. Он изображен молодым (но в короне!) псалмопевцем, восседающим на "троне", у основания которого расположены львы, а по сторонам птицы. На левом колене Давид держит псалтырь. Символически связывается с посвящением храма Богоматери, а также прообразует князя Андрея как мудрый правитель. Иконографически представляет соединение образа Давида-музыканта (довольно частого в средневековых миниатюрах) с образом Христа во славе. Является, скорее всего, плодом местного творчества, поскольку аналоги такому изводу неизвестны. Первыми исследователями владимиро-суздальской скульптуры принимался за изображение Христа. В боковых закомарах представлены грифоны. Они держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов. Символизируют горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду. Частично могут
    рассматриваться и по ассоциации с великокняжеской эмблематикой. Над окнами проходит пояс из 21 женской маски. Они символизируют посвящение храма Деве Марии, но уже без трилистника в прическе, что свидетельствует о фольклоризации замысла. По сравнению с боголюбовской женской маской (см. 18) черты романского стиля заметно ослаблены. В консолях аркатурного фриза наряду с зооморфными мотивами выступают женские головы, что вместе, вероятно, символизирует противопоставление доброго и злого начал. Женские головы в функции консолей выполнены в более трехмерной манере, чем женские маски, и представляют почти круглую скульптуру. Четыре крестчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестовокупольную систему. Столпы увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов символ злых сил, которым нет доступа на небо (своды). Всего в интерьере храма около 20 таких капителей целая "львиная сюита". Их можно было бы рассматривать как великокняжеские эмблемы, но "эпическая" трактовка львиных голов говорит, скорее, об отражении животного эпоса, то есть о символизации злых сил (показательно, что на тех сторонах восточных столпов, которые обращены к алтарю, рельефов львов нет). Для полноты впечатления следует представить себе скульптуру, которой были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На лестничной башне были крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне внутри церкви). Круглые скульптуры лежащих львов, по-видимому, находились у входа в храм или у начала белокаменной лестницы, спускающейся к реке.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.358

Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли


Церковь Пантелеймона в Галиче
Дмитровский собор во Владимире
Дворец в Боголюбово
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Успенский собор во Владимире




 



  (c) портал "Культура России"