МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Снегурочка
Дата создания: 1880г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Конек-Горбунок
Спящая красавица
Снегурочка
Щелкунчик
Князь Игорь

Созданные в то же время
Снегурочка

Того же типа
Мазепа
Снегурочка
Князь Игорь
Иоланта
Царская невеста

В том же жанре
Снегурочка
Мазепа
Снегурочка
Иоланта
Царская невеста


Произведение
Неоконченная пьеса для механического пианино
Неоконченная пьеса для механического пианино


Персоналия
Прокофьев Сергей Сергеевич
Прокофьев Сергей Сергеевич


Снегурочка. Фотография
Снегурочка. Фотография
Автор: Римский-Корсаков Н.А.


    "Нежный цвет русской оперы". Так красиво назвал "Снегурочку" Н. А. Римского-Корсакова Б. В. Асафьев в "Симфонических этюдах".И до сих пор с неувядаемой свежестью звучит ее чудесная музыка на оперной сцене.Ровно сто лет тому назад, в мае 1880 года, "в настоящей русской деревне" Стелёво, под Дугой, поселился с семьей на лето Римский-Корсаков, влюбленный в сюжет "Снегурочки", "весенней сказки" А. Н. Островского. Дремучий лес Волчинец, прелестные рощи, поля ржи и гречихи — все гармонировало с его тогдашним пантеистическим настроением; и в два с половиной месяца (в июне — середине августа) композитор сочинил набросок (пролог и четыре действия) своей лирической оперы. "С первого дня водворения в Стелёве я принялся за Снегурочку. Я сочинял каждый день и целый день... Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью..." — признавался впоследствии Римский-Корсаков в своих воспоминаниях "Летопись моей музыкальной жизни". Через несколько месяцев, в марте 1881 года, он поставил последнюю точку в партитуре "Снегурочки". Интересно, что при первом прочтении — в 1874 году — пьеса Островского мало понравилась Римскому-Корсакову; зато вернувшись к ней зимой 1879/80 года, композитор "точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту", как написал он об этом в "Летописи моей музыкальной жизни". Красоту сказочности пьесы Островского и тех двух миров — волшебного и земного, где протекает ее действие; красоту основной ее мысли:нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать и людское бытие. Гнев Солнца-Ярилы оттого и настиг землю берендеев, что там, по капризу Весны, свершился неестественный брак ее с Морозом. Ведь Яриле, богу любви и началу жизни, надлежало владеть Весной, а не мертвящему все живое Морозу.Поэтичен "полумифический, полуреальный" (Римский-Корсаков) образ пятнадцатилетней Снегурочки, в которой соединились противоположные черты ее родителей. Таковы и характеризующие Снегурочку ведущие темы, многосторонне развитые в музыке оперы. Первая из них — изящная и легкая, но, по определению самого композитора, "холодная"; томление неясной печали нежной второй темы рисует скрытое в глубине души Снегурочки влечение к неведомому ей чувству любви. Но, стремясь к "любви девичьей", она умеет лишь тоскливо ревновать, не зная, "как сердце говорит, когда оно любовью загорится". А надев волшебный венок Весны и получив от матери дивный, но смертельный для нее дар человеческой любви, в сладкой истоме тает, как снег весенний, растопленная пылкой страстью к Мизгирю, горячими лучами Ярилы.К образам сказочным, "мифическим" относятся Весна-Красна и Дед Мороз, Леший, Масленица — соломенное чучело. Мелодическими и гармоническими средствами подчеркивает композитор их "неоднородную волшебность". Светлая музыка, сопровождающая Весну, ее призывный рог (валторна), красота широкой кантилены в арии контрастирует с "суровым, унылым" (Римский-Корсаков) колоритом "зимнего" лейтмотива Мороза и "диким, ленивым, потягивающимся" лейтмотивом и "пугающей" лейтгармонией Лешего.Существа "полумифические, полуреальные" — пастух Лель (по указанию композитора, "олицетворение вечного искусства", то есть искусства народного) и царь Берендей. Задумчивый напев рожка сопровождает образ красавца пастуха, а песни, единственное его богатство, на горе Снегурочке, пленяют девичьи сердца в слободке берендеев.Воплощение светлой старости — добрый царь, жрец Ярилы, царь-художник Берендей, умиленно чтущий красоту "могучей природы". За долгую жизнь он постиг ее законы, по древним обычаям мудро правит своим царством. Не видя в нем обычного благополучия, он понимает, что только соединение на Ярилиной горе "союзом брачным на солнечном восходе... девиц-невест и парней-женихов" будет жертвой, угодной божеству. Незримо присутствует Ярило в действии и властно направляет его ход. Все свершается по его воле, и тем вносится оттенок жестокости в идиллическую канву оперы. Лишь сгубив ненавистную ему дочь Деда Мороза, вернул Ярило берендеям прежнее расположение. После пятнадцати холодных лет вновь станет теплой весна и долгим жаркое лето в царстве берендеев, где тучны нивы, обильны воды и свежа листва в заповедных лесах.Здесь и течет бытие мира земного, живут люди с их людскими страстями: пылко любящие торговый гость Мизгирь (гибнущий вслед за Снегурочкой тоже как жертва гнева Ярилы) и девица Купава (после измены Мизгиря нашедшая свое счастье в союзе с Лелем), и приемные родители Снегурочки — бобыль Бакула и его бобылиха, и "недалекий разумом" боярин Бермята. Каждый из образов нарисован композитором очень ярко.Так же как мир волшебный, тесно слит с природой и мир земной. Связаны с ней и поэтические картины жизни счастливых берендеев,чтущих силы природы в лице своих богов. С круговоротом времен года красиво сплетается и быт берендеев в издревле справляемом языческом цикле крестьянских обрядовых действ:проводах Масленицы, а с нею и зимы, гулянье в заповедном лесу в последний день весны, жертвенной встрече лета в Ярилин день. "Радостны песни их по рощам и долам", их хоры-хороводы, пляски, игры. Созвучно им и "сказительство" (по определению Б. В. Асафьева) эпических хоров.С рождением Снегурочки, возмутившим установленный в природе порядок, явилась в стране берендеев "сердец остуда" и "исчезло служенье красоте", о чем сожалеет мудрый старец царь Берендей,. так как, по мысли Римского-Корсакова, царство берендеев — прекрасный мир Искусства. И как славословие Солнцу может быть понята увенчивающая оперу монументальная песнь-гимн жизнеподателю Яриле, словно ярким светом озаряющая ее конец.Параллельно обрядовым действа'м, отражающим приход, цветенье, отлет весны, в напряженцим развитии следуют драматические события. Потому что "Снегурочка" — не только "весенняя сказка", но и глубокая человеческая драма самой Снегурочки, в томлении прожившей свой недолгий век и ставшей всего на один миг счастливой.Формы ""Снегурочки" отчасти традиционно глинкинские, т. е. представляющие собой отдельные заключенные нумера",— сказал в "Летописи" Римский-Корсаков. Не нарушая, однако, привычного построения, он свободно истолковал их внутреннюю структуру, и в этом своеобразие музыкального стиля "Снегурочки". Включив в нее напевы подлинных русских песен, Римский-Корсаков удачно создал и немало собственных мелодий в народном духе. Сочинял он "прислушиваясь к голосам народного творчества и природы, птичьим попевкам, петушьим крикам". Цельность в воплощении лирико-драматиче-ского замысла создают и мастерски сотканная из ведущих интонаций музыкальная ткань, и красочная инструментовка, которая, по словам самого Римского-Корсакова, явилась для него "шагом вперед во многих отношениях". Первое представление "Снегурочки" состоялось в петербургском Мариинском театре 29 января 1882 года. Изуродованная неудачными купюрами, опера имела все же большой успех. В заглавной партии выступила тогда Ф. Н. Велинская.. Но свою "Снегурочку" Римскому-Корсакову довелось увидеть только через несколько лет, при постановке оперы на той же сцене 16 января 1889 года, когда в роли Снегурочки появилась замечательная русская певица Е. К. Мравина (об ее исполнении в 1898 году композитор записал в "Летописи": "Мравина—Снегурочка хороша"). Глубокое впечатление на современников произвело исполненное нежной прелести пение в "Снегурочке" Н. И. Забелы, не менее замечательное и в сценическом отношении. Трогательной Снегурочкой была советская певица И. И. Масленникова в постановке Большого театра СССР в 1954 году.
   
   

25 оперных шедевров. М., 1983



Римский-Корсаков Николай Андреевич




 



  (c) портал "Культура России"