Автор: Римский-Корсаков Н.А.
"Нежный цвет русской оперы". Так красиво назвал "Снегурочку" Н. А. Римского-Корсакова Б. В. Асафьев в "Симфонических этюдах".И до сих пор с неувядаемой свежестью звучит ее чудесная музыка на оперной сцене.Ровно сто лет тому назад, в мае 1880 года, "в настоящей русской деревне" Стелёво, под Дугой, поселился с семьей на лето Римский-Корсаков, влюбленный в сюжет "Снегурочки", "весенней сказки" А. Н. Островского. Дремучий лес Волчинец, прелестные рощи, поля ржи и гречихи — все гармонировало с его тогдашним пантеистическим настроением; и в два с половиной месяца (в июне — середине августа) композитор сочинил набросок (пролог и четыре действия) своей лирической оперы. "С первого дня водворения в Стелёве я принялся за Снегурочку. Я сочинял каждый день и целый день... Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью..." — признавался впоследствии Римский-Корсаков в своих воспоминаниях "Летопись моей музыкальной жизни". Через несколько месяцев, в марте 1881 года, он поставил последнюю точку в партитуре "Снегурочки". Интересно, что при первом прочтении — в 1874 году — пьеса Островского мало понравилась Римскому-Корсакову; зато вернувшись к ней зимой 1879/80 года, композитор "точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту", как написал он об этом в "Летописи моей музыкальной жизни". Красоту сказочности пьесы Островского и тех двух миров — волшебного и земного, где протекает ее действие; красоту основной ее мысли:нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать и людское бытие. Гнев Солнца-Ярилы оттого и настиг землю берендеев, что там, по капризу Весны, свершился неестественный брак ее с Морозом. Ведь Яриле, богу любви и началу жизни, надлежало владеть Весной, а не мертвящему все живое Морозу.Поэтичен "полумифический, полуреальный" (Римский-Корсаков) образ пятнадцатилетней Снегурочки, в которой соединились противоположные черты ее родителей. Таковы и характеризующие Снегурочку ведущие темы, многосторонне развитые в музыке оперы. Первая из них — изящная и легкая, но, по определению самого композитора, "холодная"; томление неясной печали нежной второй темы рисует скрытое в глубине души Снегурочки влечение к неведомому ей чувству любви. Но, стремясь к "любви девичьей", она умеет лишь тоскливо ревновать, не зная, "как сердце говорит, когда оно любовью загорится". А надев волшебный венок Весны и получив от матери дивный, но смертельный для нее дар человеческой любви, в сладкой истоме тает, как снег весенний, растопленная пылкой страстью к Мизгирю, горячими лучами Ярилы.К образам сказочным, "мифическим" относятся Весна-Красна и Дед Мороз, Леший, Масленица — соломенное чучело. Мелодическими и гармоническими средствами подчеркивает композитор их "неоднородную волшебность". Светлая музыка, сопровождающая Весну, ее призывный рог (валторна), красота широкой кантилены в арии контрастирует с "суровым, унылым" (Римский-Корсаков) колоритом "зимнего" лейтмотива Мороза и "диким, ленивым, потягивающимся" лейтмотивом и "пугающей" лейтгармонией Лешего.Существа "полумифические, полуреальные" — пастух Лель (по указанию композитора, "олицетворение вечного искусства", то есть искусства народного) и царь Берендей. Задумчивый напев рожка сопровождает образ красавца пастуха, а песни, единственное его богатство, на горе Снегурочке, пленяют девичьи сердца в слободке берендеев.Воплощение светлой старости — добрый царь, жрец Ярилы, царь-художник Берендей, умиленно чтущий красоту "могучей природы". За долгую жизнь он постиг ее законы, по древним обычаям мудро правит своим царством. Не видя в нем обычного благополучия, он понимает, что только соединение на Ярилиной горе "союзом брачным на солнечном восходе... девиц-невест и парней-женихов" будет жертвой, угодной божеству. Незримо присутствует Ярило в действии и властно направляет его ход. Все свершается по его воле, и тем вносится оттенок жестокости в идиллическую канву оперы. Лишь сгубив ненавистную ему дочь Деда Мороза, вернул Ярило берендеям прежнее расположение. После пятнадцати холодных лет вновь станет теплой весна и долгим жаркое лето в царстве берендеев, где тучны нивы, обильны воды и свежа листва в заповедных лесах.Здесь и течет бытие мира земного, живут люди с их людскими страстями: пылко любящие торговый гость Мизгирь (гибнущий вслед за Снегурочкой тоже как жертва гнева Ярилы) и девица Купава (после измены Мизгиря нашедшая свое счастье в союзе с Лелем), и приемные родители Снегурочки — бобыль Бакула и его бобылиха, и "недалекий разумом" боярин Бермята. Каждый из образов нарисован композитором очень ярко.Так же как мир волшебный, тесно слит с природой и мир земной. Связаны с ней и поэтические картины жизни счастливых берендеев,чтущих силы природы в лице своих богов. С круговоротом времен года красиво сплетается и быт берендеев в издревле справляемом языческом цикле крестьянских обрядовых действ:проводах Масленицы, а с нею и зимы, гулянье в заповедном лесу в последний день весны, жертвенной встрече лета в Ярилин день. "Радостны песни их по рощам и долам", их хоры-хороводы, пляски, игры. Созвучно им и "сказительство" (по определению Б. В. Асафьева) эпических хоров.С рождением Снегурочки, возмутившим установленный в природе порядок, явилась в стране берендеев "сердец остуда" и "исчезло служенье красоте", о чем сожалеет мудрый старец царь Берендей,. так как, по мысли Римского-Корсакова, царство берендеев — прекрасный мир Искусства. И как славословие Солнцу может быть понята увенчивающая оперу монументальная песнь-гимн жизнеподателю Яриле, словно ярким светом озаряющая ее конец.Параллельно обрядовым действа'м, отражающим приход, цветенье, отлет весны, в напряженцим развитии следуют драматические события. Потому что "Снегурочка" — не только "весенняя сказка", но и глубокая человеческая драма самой Снегурочки, в томлении прожившей свой недолгий век и ставшей всего на один миг счастливой.Формы ""Снегурочки" отчасти традиционно глинкинские, т. е. представляющие собой отдельные заключенные нумера",— сказал в "Летописи" Римский-Корсаков. Не нарушая, однако, привычного построения, он свободно истолковал их внутреннюю структуру, и в этом своеобразие музыкального стиля "Снегурочки". Включив в нее напевы подлинных русских песен, Римский-Корсаков удачно создал и немало собственных мелодий в народном духе. Сочинял он "прислушиваясь к голосам народного творчества и природы, птичьим попевкам, петушьим крикам". Цельность в воплощении лирико-драматиче-ского замысла создают и мастерски сотканная из ведущих интонаций музыкальная ткань, и красочная инструментовка, которая, по словам самого Римского-Корсакова, явилась для него "шагом вперед во многих отношениях". Первое представление "Снегурочки" состоялось в петербургском Мариинском театре 29 января 1882 года. Изуродованная неудачными купюрами, опера имела все же большой успех. В заглавной партии выступила тогда Ф. Н. Велинская.. Но свою "Снегурочку" Римскому-Корсакову довелось увидеть только через несколько лет, при постановке оперы на той же сцене 16 января 1889 года, когда в роли Снегурочки появилась замечательная русская певица Е. К. Мравина (об ее исполнении в 1898 году композитор записал в "Летописи": "Мравина—Снегурочка хороша"). Глубокое впечатление на современников произвело исполненное нежной прелести пение в "Снегурочке" Н. И. Забелы, не менее замечательное и в сценическом отношении. Трогательной Снегурочкой была советская певица И. И. Масленникова в постановке Большого театра СССР в 1954 году.
25 оперных шедевров. М., 1983
Римский-Корсаков Николай Андреевич