МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Борис Годунов
Дата создания: 1938г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Конек-Горбунок
Спящая красавица
Снегурочка
Щелкунчик
Князь Игорь

Созданные в то же время
Трилогия о Максиме Горьком

Того же типа
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович

В том же жанре
Жизель
Руслан и Людмила
Спящая красавица
Щелкунчик
Князь Игорь


Произведение
Царь Федор Иоаннович
Царь Федор Иоаннович


Персоналия
Плисецкая Майя Михайловна
Плисецкая Майя Михайловна


Автор: Мейерхольд В.Э.


   Замысел так и неосуществленной трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" вынашивался Мейерхольдом на протяжении многих лет. "Я проследиил свои работы с 1910 года и вижу, что всецело нахожусь в плену режиссера-драматурга Пушкина",- говорил Мейерхольд в докладе "Пушкин и драма", прочитанном в ленинградском лектории 24 октября 1935 года.5 Первые встречи Мейерхольда с Пушкиным состоялись на музыкальной сцене в 1911 году в Мариинском театре.Он корректировал оперу М.П.Муссоргского "Борис Годунов" с Ф.И.Шаляпиным в главной роли, а в 1916 году ставил оперу А.С.Доргомыжского каменный_гость"Каменный гость" и, по его признанию, " был пьян от пенящей влаги пушкинских стихов, влитых в тончайшее стекло изысканнейшего Даргомыжского".
    В 1918 году студенты Курсов мастерства сценических постановок в Петрограде в учебных целях готовили режиссерские планы "сценической условной интерпретации" пушкинского "Бориса Годунова". В 1919 году их работы были изданы специальной брошюрой.
    Осенью 1919 года арестованный белогвардейцами Мейерхольд в камере новороссийской тюрьмы вел дневник, большую часть которого занимают выписки из комментариев Л.И.Поливановоа к "Борису Годунову",- в распоряжении Мейерхольда оказался 3-том третьего издания "Сочинений А.С.Пушкина", изданных Львом Поливановым(М., 1901г.). Среди этих выписок есть запись: "Я хочу поставить себе задачей выясниить не то, как Пушкин стремился положить конец драматической французской лжеклассической системе"…, "а то что нового он предложил будущему поколению в строительстве нового русского театра. Хотя Пушкин собственной теории драмы не оставил , но размышления его о трагедии вообще, разбросанные в письмах и замечаниях, служат доствточно богатым материалом, чтобы решить какой театр мыслится Пушкину идеальным". Тогда же Мейерхольд составил сценарий "Григорий и Димитрий" – по его замыслу в этой пьесе должны были встретиться два мальчика- царевич Димитрий и Григорий Отрепьев;в1920-1921гг.
    Мейерхольд убеждал С.А.Есенина написать на основе этого сценария драму в стихах для Театра РСФСР Первого.
    В 1924-1925гг Мейерхольд репетировал "Бориса Годунова" в Студии имени Е.Б.Вахттангова, но постановка не была осуществлена.
    В 1934 году началась работа Мейерхольда над "Пиковой дамой" в МАЛЕГОТе, завершенная в 1935 году. И тогда же, летом 1934 года, в связи с намечавшейся постановкой "Бориса Годунова"в Гос ТИМе Мейерхольд поручает В.А.Громову собрать библиографию о творчестве Пушкина и об эпохе Годунова. Предполагалось, что "Борис Годунов"станет откликом ГосТИМа на предстоящие в начале 1937 года пушкинские торжества; этим спектаклем Мейерхольд надеялся открыть новое здание ГосТИМа, строительство которого шло полным ходом и где предполагалось большая сценическая площадка, оснащенная по последнему слову техники и отвечающая выдвинутым Мейерхольдом режиссерским принципам.
    В конце 1935 года Мейерхольд выступил с докладом в Ленинграде "Пушкин, режиссер, драматург"9, а 14 июня 1936 года Мейерхольд сделал доклад в ленинградском Государственном институте искусствознания.
    Весной 1935 года Мейерхольд приготовил с актерами ГосТИМа радиоспектакль Каменный гость"(премьера 17 апреля), и этот опыт, по его собственному признанию, убедил его, что труппа слабо владеет стихотворной формой и что необходимо ввести актеров в мир пушкинского стиха". Кэтому делу он решает привлечь В.А.Пяста, в прошлом известного поэта, знатока стиха, и поручает ему составить "ритмическую партитуру" пушкинской пьесы. Пяст разместил текст трагедии условными значками, обозначавшими разной длительности паузы, цезуры, ударение, повышение и понижение голоса; при этом широко использовалась музыкальная терминология. Актерам "партитура" Пяста казалась малоприятной, иногда вызывала открытое сопротивление, и потребовалось несколько занятий с Пястом и Мейерхольдом, чтобы убедить исполнителей читать текст, учитывая внесенные Пястом значки и термины.
    Предполагалось, что художнииком спекктакля будет В.А.Шестаков. О плане оформления и – в большей мере – о выборе костюмов можно судить по разбросанным в стенограммах отдельным замечаниям режиссера; других свидетельств о сценографии неосуществленного спектакля не сохранилось.
    Музыка к спектаклю была заказана С.С.Прокофьеву. Договор на написание музыки и консультирование музыкальной и звуковой стороны спектакля был заключен с Прокофьевым в июне 1936 года. Мейерхольд подготовил для композитора своего рода музыкальную композицию. Его пожелания и пояснения по каждой картине были вклеины в книгу11 ми переданы Прокофьеву в сентябре 1936 года.
    Сохранилось три варианта предварительного распределения ролей, разительно отличающиеся один от другого. Совпадают в них лишь назначения Н.И.Боголюбова и В.А.Громова на роль Годунова и З.Райх и А.Давыдовой на роль Марины. На роль Годунова репетировал только Боголюбов, сцены Марины не репетировались. Фигурирующий во всех списках Э.П.Гарин на репетициях не присутствовал ( он в очередной раз уходил из ГосТИМа). Роль самозванца репетировал М.И.Царев и Е.В.Самойлов, который в разное время репетировал также на роли Курбского и Басманова. Л.Н.Свердлин был намечен на роль Басманова, но репетировал Афанасия Пушкина. Н.В.Чистяков читал Шуйского, потом был назначен на роли Мисаила и пленника Рожнова. А.В.Логинов начинал репетировать Пимена, а затем намечен на роль патриарха. Пришедший в ГосТИМ в 1936 году С.А.Килигин репетировал Самозванца, Пимена и Басманова.
   

Рыбкина И.Р.



Мейерхольд Всеволод Эмильевич




 



  (c) портал "Культура России"