|
Автор: Росси К.И.
Приступая к реконструкции площади, градостроитель Росси имел перед собой следующие задачи: во-первых, необходимо было создать площадь, пространство которой явилось бы главным ее элементом, архитектурно связанным с другими смежными с нею площадями; во-вторых, необходимо было создать площадь для военных парадов, строгую и монументальную, соответствующую происходящим на ней действиям; и, наконец, главное: новые строения должны были составить с Зимним дворцом и Адмиралтейством единый архитектурный ансамбль. Было и единственное, ко многому обязывающее условие: сохранить по западной стороне криволинейного участка застройки возведенные Фельтеном четырехэтажные здания. Росси справился с поставленной задачей блестяще. Он нашел решение, которое считается одним из наиболее совершенных в мировой градостроительной практике: вся система исторических ансамблей центральных районов города признана шедевром мирового градостроительного искусства. Росси перестроил фельтеновские дома для Главного штаба и возвел новые здания для министерств иностранных дел и финансов вдоль набережной Мойки. Царь и правительство стремились создать не только главную парадную площадь, но и административный центр столицы вблизи царской резиденции.
Реконструкция в существующей уже застройке требовала высокого архитектурного мастерства и опыта подобных работ. И тем и другим Росси обладал. Нужно отметить, что широта архитектурных преобразований была связана с огромными затратами. Только покупка частных домов на пятне застройки обошлась казне в пять миллионов рублей.
В 1820 г. начались работы по реконструкции, а в 1829 г. были завершены. В 1823 г. были перестроены фельтеновские здания, составившие западное крыло композиции. В следующем, 1824 г. завершили возведение восточного крыла, а также корпусов, выходящих на набережную Мойки. В них разместились министерства иностранных дел и финансов. И затем воздвигли систему арок, соединивших обе части грандиозной композиции. Росси, будучи главным архитектором и руководителем строительства, собственноручно рисовал скульптурные композиции, интерьеры, детали внутренней отделки. Особое внимание он уделил триумфальной колеснице Славы. Сохранились рисунки нескольких вариантов композиции. Несмотря на привлечение к выполнению композиции маститых скульпторов С. Пименова и В. Демут-Малиновского,
Росси сам постоянно участвовал в поисках наиболее выразительных ее вариантов.
Одним из наиболее сложных элементов сооружения была система триумфальных арок. Их пролеты достигали 17 м. Для проверки прочности этой системы была создана специальная комиссия, которая вынуждена была признать "полную конструктивную благонадежность" возведенной Росси системы. А если прибавить к этому еще и возведение 30-метрового купола над залом библиотеки штаба, то становится очевидным, что Росси, будучи гениальным архитектором, был еще и талантливым инженером и организатором работ.
Поражают простота, рациональность решения в сочетании с удивительной художественной выразительностью.
Соединив аркой два огромных по массе и сложнейших по композиции объема, составивших западное и восточное крылья полукилометровой линии застройки, архитектор создает единое сооружение, изгибающееся в центре дугой. Площадь получает четкие очертания, единый парадный фронт застройки. Росси добивается удивительного равновесия всей композиции, ибо пластическая насыщенность фасадов Зимнего дворца уравновешивается упругостью вогнутой линии фасадов Главного штаба. А единство композиции достигается еще и четко определенным масштабом всей застройки.
Нельзя не остановиться еще на одной гениальной находке зодчего. Это выход Большой Морской улицы на площадь. Исторически она пересекала площадь под углом. Более того, при начертании новой линии застройки пересечение улицы не совпадало с осью зимнего дворца. Росси находит весьма остроумный прием. Пропуская улицу сквозь систему арок, он открывает ее выход точно на ось дворца. Расположив арки параллельно площади и перпендикулярно улице, он добивается того, что поворот улицы перед выходом на площадь практически незаметен, а постепенное раскрытие панорамы площади создает необычайный эффект. Впечатляюще грандиозен размах россиевской композиции, созвучной размерам площади, просторам Невы, величию всего окружающего пространства.
В. Н. Питанин
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.158
Росси Карл Иванович
|
|