МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Адмиралтейство
Дата создания: 1806г. - 1823г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь всех Святых "на Кулишках"
Церковь Троицы "в Никитниках"
Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Созданные в то же время
Здание Горного института
Адмиралтейство
Портрет сына
Дворец на Елагином острове
Скульптура "Водоноска"

В том же жанре
Золотые ворота
Манеж
Адмиралтейство


Произведение
Дмитровский собор во Владимире
Дмитровский собор во Владимире


Персоналия
Алейников Петр Мартынович
Алейников Петр Мартынович


Захаров А.Д. Адмиралтейство
Захаров А.Д. Адмиралтейство
Автор: Захаров А.Д.


   На следующий год после закладки Петербурга, 5 ноября 1704 г., на левом берегу реки Невы, недалеко от выхода ее в Финский залив, было основано Адмиралтейство — первая судостроительная верфь России на Балтийском море. Первоначально она создавалась по чертежам Петра I и носила характер крепостного сооружения, окруженного искусственно созданным земляным валом с бастионами и вырытым перед ним рвом.
    В 1732—1738 гг. здание Адмиралтейства перестраивается по проекту И. В. Коробова. Кроме главного административного
корпуса здания Адмиралтейства Коробов возводит каменные корабельные сараи, повторяющие очертания главного здания, и другие складские и производственные постройки. Работы завершаются сооружением новой башни — центра архитектурной композиции.
    В выстроенном Коробовым основном двухэтажном каменном здании художественный интерес представляла только башня, выделившая Адмиралтейство из рядовой производственной застройки. Однако протяженные на сотни метров фасады, прорезанные ритмично повторяющимися окнами, по-прежнему казались чрезмерно вытянутыми и уныло однообразными.
    В начале XIX в. реконструкцию здания Адмиралтейства поручили Захарову. Над проектом архитектор работал около года и в 1806 г. представил его на утверждение. Старую коробовскую башню Захаров решил оставить, но включить ее в новый объем. Пропорционально размерам башни увеличивались въездные ворота. Одну половину здания, от башни в сторону Зимнего дворца, должен был занять Адмиралтейский департамент, а другую — Адмиралтейств-коллегия, входившие с начала XIX в. в Морское министерство. Поэтому в соответствии с двумя мощными выступами-ризалитами со стороны главного фасада Захаров предложил устроить парадные лестницы. Со стороны реки Невы корпуса корабельных сараев объединялись с главным зданием двумя перекинутыми через внутренний канал арочными переходами, оформленными в виде павильонов. В таком виде административное здание Адмиралтейства и производственные корпуса должны были восприниматься единым и неделимым целым.
    Здание Адмиралтейства свидетельствует о том, что архитектор был непревзойденным мастером в искусстве разработки сильно развитых объемно-пространственных композиций при использовании минимально возможных, строго отобранных и несложных архитектурных приемов. Последнее явилось следствием прекрасно усвоенных Захаровым уроков французской школы и благотворного влияния творчества Леду, всегда оперировавшего простейшими геометрическими объемами. Но если Леду в своих архитектурных фантазиях часто шел вразрез с установившимися традициями, то Захаров всегда был значительно строже и последовательнее в поисках новых изобразительных средств и приемов. На основе изучения передовых идей французских архитекторов он развивал традиции русского классицизма XVIII в. с его канонизацией ордерной системы.
    Строительство Адмиралтейства по проекту Захарова продолжалось до 1819 г., и он не смог увидеть своего творения в законченном виде. При завершении строительства и в последующие годы в первоначальный проект были внесены некоторые изменения. Но несмотря на это, здание Адмиралтейства своим внешним видом производит необыкновенно сильное впечатление, особенно в панораме невских берегов.
    Адмиралтейство Захарова прежде всего — ансамблевое здание, главная доминанта городского центра. Мощным градостроительным узлом оно связало между собой пространства трех центральных площадей Петербурга: Петровской, или Сенатской (ныне Декабристов), Адмиралтейской, в значительной степени сформированной главным фасадом Адмиралтейства (ныне большую ее часть занимает сад), и главной — Дворцовой площади. А увеличение архитектурных масс и укрупнение масштаба четко разделенной на ярусы башни Адмиралтейства значительно усилили ее основополагающую роль в перспективах трех главных магистралей города. Величественное здание Адмиралтейства всегда будет сохранять свое ведущее положение в застройке центральных площадей и улиц Петербурга, являясь основным композиционным звеном в цепи великолепных архитектурных ансамблей.

В. К. Шуйский
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С. 158



Захаров Андреян Дмитриевич




 



  (c) портал "Культура России"