МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Здание биржи
Дата создания: 1805г. - 1810г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Петропавловская крепость
Лефортовский (Меншиковский) дворец
Летний дворец
Меншиковский дворец
Петропавловский собор

Созданные в то же время
Здание биржи

В том же жанре
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Здание 12 коллегий
Академия Художеств
Здание Сената
Здание биржи


Произведение
Дом П.Е. Пашкова
Дом П.Е. Пашкова


Персоналия
Вознесенский Андрей Андреевич
Вознесенский Андрей Андреевич


Тома де Томон. Здание биржи
Тома де Томон. Здание биржи
Автор: Тома де Томон


   Вершина творчества архитектора Тома де Томона — ансамбль на Стрелке Васильевского острова: здание Биржи с Ростральными колоннами и набережной, пожалуй самой красивой в Петербурге.
    Еще в конце 1781 г. было принято решение о постройке на Васильевском острове каменного здания Биржи по проекту Д. Кваренги. Начатое в 1784 г. строительство не было доведено до конца.
    Здание Биржи Кваренги, обращенное главным фасадом в сторону Дворцовой набережной, не стало художественной доминантой в застройке
стрелки Васильевского острова с ее никак не оформленной неровной береговой линией. Общая планировочная структура Стрелки Васильевского острова оставалась неизменной.
    В начале XIX в. решено было построить другое здание Биржи, значительно большее по размерам. Новый проект, утвержденный 26 февраля 1804 г., разработал Тома де Томон.
    Вместо случайного расположения здания Кваренги он решил ориентировать Биржу на водораздел реки Невы — главной водной магистрали города, зрительно закрепив ее в обширном водном пространстве двумя Ростральными колоннами. Перед зданием Биржи Томон наметил создать полуциркульную площадь, для чего предложил путем подсыпки земли выдвинуть Стрелку Васильевского острова более чем на сто метров вперед. В свой ансамбль Томон решил включить и набережную.
    С противоположной стороны здания Биржи он спроектировал еще одну закругленную площадь. Томон ориентировал ее на здание Двенадцати коллегий, замыкающее ансамбль Стрелки Васильевского острова. Здание Биржи в этом ансамбле стало главным звеном, объединяющим обе площади и подчиняющим себе все окружающие постройки.
    Для ведения строительных работ была создана специальная Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем во главе с министром коммерции Н. П. Румянцевым, первое заседание которой состоялось 19 марта 1804 г. Тогда же, весной, начались работы, а 23 июня 1805 г. в присутствии царской фамилии и при большом стечении народа состоялась торжественная закладка Биржи. Затем купцы дали обед в честь знаменательного события. Обед проходил в зале, декорированном Тома де Томоном. Вполне возможно, что это был зал в пакгаузе, где купцы проводили свои собрания. В соответствии с замыслом Тома де Томона потолок зала был расписан цветочными гирляндами, а на противоположной от входа стене "помещалось изображение здания биржи на фоне ясного голубого неба". Зал украшали также "торговые флаги всех наций".
    Начиная с 1804 г. в "Санкт-Петербургских ведомостях" постоянно публиковались объявления Комиссии по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем, приглашавшие желающих "поставить в оную комиссию за наличные деньги" строительные материалы. Помимо частных поставок некоторые заказы выполняли казенные предприятия, как, например, кирпичные заводы. Значительная часть камня доставлялась с принадлежащих Комиссии ломок под Выборгом. Полученный от разборки Биржи Кваренги кирпич в количестве около двух миллионов штук также пошел на строительство новой Биржи, что составило примерно двадцать процентов от общего необходимого количества этого основного строительного материала.
    По словам министра Румянцева, "главными лицами в управлении биржевых работ" являлись Тома де Томон и Павел Осипович Боттом. Они присутствовали на всех заседаниях Комиссии и решали основные вопросы, связанные не только с сооружением биржевого ансамбля, но и строительством мостов, благоустройством набережных рек и каналов. Так, например, Тома де Томон принимал участие в решении вопроса облицовки камнем Адмиралтейского и Крюкова каналов.
    Благоустройство города в это время не ограничивается набережными Невы. Инженер-архитектор генерал-лейтенант Ф. И. Герард, составивший рабочие чертежи набережных согласно замыслу Томона, одновременно осуществляет проект Обводного канала — новой водной магистрали города.
    Значительное внимание Тома де Томон уделял скульптурному убранству здания Биржи и Ростральных колонн, по содержанию и композиционно тесно связанному с архитектурой. На главном и противоположном фасадах над карнизом он спроектировал близкие по содержанию и композиции скульптурные группы: "Нептун с двумя реками" и "Навигация с Меркурием и рекой". По замыслу Томона эти скульптурные группы, установленные на ступенчатых аттиках, должны были рельефно вырисовываться на фоне больших полуциркульных окон. Соответственно со стороны центрального биржевого зала им должны были отвечать скульптурные композиции "Время" и "Коммерция". Еще четыре аллегорические статуи: "Закон", "Изобилие", "Правосудие" и "Мореплавание" — предполагалось установить на печах биржевого зала. Что касается Ростральных колонн, то помимо ростр (носовых частей кораблей) у их подножий Тома де Томон поместил сидящие фигуры, условно называемые аллегориями рек. В литературе их привычно называют Нева, Волхов, Волга и Днепр.
    До недавнего времени не совсем был ясен вопрос относительно авторов скульптурного декора Биржи и Ростральных колонн.
    Известно, что Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем обратилась в Академию художеств с просьбой принять на себя работы по изготовлению скульптур. На очередном заседании совета Академии решили, что скульптурные группы, предназначенные для фасадов Биржи, будут делать скульпторы Ф. Ф. Щедрин и И. П. Прокофьев. Остальные скульптурные произведения поручили изготовить также лучшим скульпторам — В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротилову, И. И. Теребеневу, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву.
    Цены, запрошенные академическими скульпторами, показались Комиссии завышенными. Тогда были объявлены торги для желающих выполнить работы за меньшую плату, и таковые нашлись. Ими оказались жившие и работавшие в Петербурге французские скульпторы Жозеф Камберлен и Жак Тибо.
    Несколько лет тому назад научному сотруднику Павловского дворца-музея Е,. В. Королеву удалось установить, что скульптурные группы на фасадах и одну для биржевого зала под названием "Коммерция" выполнил Камберлен, а скульптурная группа "Время" принадлежит резцу Тибо.
    Три фигуры у ростральных колонн выполнил Тибо и одну — под названием "Днепр" — Камберлен.
    Следует отметить, что всю декоративную скульптуру Ростральных колонн предполагалось вначале отлить из чугуна. Но так как никто не решился взяться за такую сложную работу, то в конце 1809 г., за год до окончания строительства, решено было сделать статуи из пудостского камня. Возможно, что в случае выполнения первоначального замысла Тома де Томона общий силуэт Ростральных колонн был бы более графически четким и еще лучше воспринимался с больших расстояний.
    Основные строительные работы по сооружению биржевого ансамбля заканчиваются к 1810 г. 29 октября 1809 г. председатель Комиссии по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем Румянцев представил доклад "об окончании построек на биржевой площади". Однако небольшие работы продолжались и в последующие годы.
    25 декабря 1811 г. объявляется "Высочайший указ, которым повелено было закрыть строительную комиссию, а новое биржевое здание со всеми оными принадлежностями, ростральными колоннами, площадью и набережной сдать в ведение министра финансов". В связи с завершением работ "чиновники, бывшие при построении новой Биржи", получили из царской казны перстни с драгоценными камнями, а Тома де Томону был пожалован орден Святого Владимира 4й степени.
    В начале 1812 г. министр финансов Д. А. Гурьев предписал Петербургской таможне принять от Комиссии Биржу со всеми относящимися к ней строениями, а также имеющуюся при этом документацию. Тома де Томон был назначен инспектором биржевых строений и до конца своих дней руководил текущими ремонтами.
    Во время приемки Биржи обнаружился целый ряд недоделок, ликвидация которых затянулась на два года. Но и в 1814 г. открытие Биржи не состоялось. Еще продолжалась война с Наполеоном, и Александра I не было в столице.
    Торжественное открытие произошло 15 июля 1816 г. Оно носило характер национального праздника. По такому случаю архитектор Луиджи Руска разработал специальный проект украшения Биржи. По всему зданию протянулись разноцветные гирлянды. Перед портиками были установлены аллегорические фигуры Побед, венчающих входящих лавровым венком. Наружное убранство дополняла военная арматура и разноцветные драпировки.
    Стрелка Васильевского острова стала одним из излюбленных мест прогулок жителей Петербурга. У причалов теснились парусные суда, нагруженные всевозможными товарами. Набережные заполняла пестрая толпа людей, говоривших на разных языках. Шум и гам портового города не смолкал здесь с весны до осени.
    Поражают своим величием Ростральные колонны. На массивных ступенчатых основаниях высотой с двухэтажный дом покоятся колонны дорического ордера с установленными на них светильниками-треножниками наподобие античных.
    Фусты колонн кирпичного цвета декорированы носами старинных кораблей. Наиболее эффектные из них, с фигурами сирен, укреплены на гранитных основаниях. С двух других сторон у оснований восседают гигантские человеческие фигуры, вытесанные из пудостского камня. Архитектура и скульптура здесь настолько единое целое, что невозможно представить их в отдельности.
    От Ростральных колонн два пологих спуска-пандуса ведут к Неве. В самом конце спуска, с каждой из двух сторон, на массивных пьедесталах, ограничивающих парапеты, установлены гранитные шары, которых нет ни в одном проекте. Также отсутствуют в проектах львиные маски с кольцами, замечательно украшающие гранитную подпорную стенку. Эти изменения, видимо, были внесены в процессе строительства.
    От набережной и Ростральных колонн взгляд зрителя устремляется к Бирже. Величественное биржевое здание возвышается на мощном стилобате в окружении стройной колоннады. Выступающая над колоннадой завершающая часть здания перекрыта двускатной кровлей, образующей фронтоны по торцам. Каждый фронтон прорезан большим полуциркульным окном, рельефно очерченным рустованным архивольтом. Скульптурные группы по своему содержанию перекликаются со скульптурой Ростральных колонн. Монументально-декоративная скульптура пластически обогащает архитектуру в целом и создает сильный декоративный эффект.
    К подножию колоннады здания можно приблизиться по широким парадным лестницам или по боковым пандусам. Здесь дорическая колоннада производит наиболее сильное впечатление. Почти физически ощущается мощь гранитных опор, надежно поддерживающих здание.
    Грандиозная колоннада подготавливает переход из открытой внешней среды в закрытые внутренние помещения. Этот прием помогает также объединению здания Биржи с окружающим его пространством.
    Главный вход ведет в вестибюль здания, ограниченный по торцам экседрами, а оттуда в центральный бывший операционный зал. Большепролетный прямоугольный в плане зал перекрыт цилиндрическим кессонированным сводом. Свет в него попадает сверху через световой фонарь и полуциркульные окна, отчего зал кажется еще выше. Его стены прорезаны только дверными проемами, ведущими в соседние помещения. На фоне гладких стен эффектно выделяются портики ионического ордера, обрамляющие дверные проемы. Под цилиндрическим сводом в проемах больших полуциркульных окон помещаются скульптурные группы. Конструктивные и декоративные принципы построения интерьера находят логическое соответствие в композиции главных фасадов.

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.158



Ансамбль стрелки Васильевского острова
Томон Жан Франсуа Тома де




 



  (c) портал "Культура России"